Ещё один ответ на вопрос читательницы телеграм-канала мне хочется забрать в блог как пост. Вопрос — про выстраивание отношений (рабочих, сотруднических).
Маша пишет:
Лена, здравствуйте! Спасибо за ваш канал — и за материал, и за интонацию… и за вдохновение делать что-то и при этом быть внимательной к себе.В телеграмном посте о переводе Брене вы упомянули, что умеете выстраивать хорошие отношения с сотрудниками. Можете написать на эту тему?

ОТВЕТ:
Здравствуйте, Маша! Спасибо за вопрос 🙂
В посте я писала про выстраивание отношений с сотрудниками издательства, но и с сотрудниками в целом тоже умею, да. Я много тренировалась и ещё мне помогли книжки (и тренинги) про эмоциональный интеллект.
Из хороших книжек про такое (по убыванию полезности в ответе на этот вопрос):
- «Почему они не работают? Новый взгляд на мотивацию сотрудников», Сьюзен Фаулер
- «Creativity, Inc.: Overcoming the Unseen Forces That Stand in the Way of True Inspiration», Ed Catmull (именно в оригинале — перевод не такой крутой)
- «Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта» Дэниел Гоулман
- «Открывая организации будущего», Фредерик Лалу
- «Брать или отдавать? Новый взгляд на психологию отношений», Адам Грант
Мне, конечно, долго помогало удобное стремление подстраиваться под других за счет ущерба для себя, но в последние годы я стараюсь как-то от этого отойти и опираться на что-нибудь другое. Сейчас расскажу, на что удается опереться.
1. Работа с ожиданиями
Я стараюсь не оставлять ничего без обсуждения. Если есть какой-то важный для меня аспект в сотрудничестве, я заранее, с самого начала предупреждаю, что для меня это важно потому-то — и повторяю потом по возможности снова.
Если собеседник ясно видит, в чем моя мотивация, а что для меня менее важно, нам проще договориться. Он может и не додуматься спросить, считая, что всех мотивирует то же, что его лично — но я могу напрямую рассказать о себе, чтобы он точно знал, что важно именно для меня.
2. Признание собственной неидеальности, своих ограничений, границ и других своих особенностей
Это как предыдущий пункт, только наоборот. Если есть что-то, что может конфликтовать, повредить вопросу, отвлечь, помешать — я это проговариваю.
Если у меня есть приоритеты, о них должны знать те, кто от них зависит. Если я скорее готова отвечать на вопросы письменно, чем в созвоне по скайпу, я так и скажу (даже если другой стороне был бы удобнее скайп — давайте это открыто и спокойно обсудим оба варианта). Если я не могу чего-то сделать, или не хочу — мне надо набраться сил и сказать, как есть. А не давиться. Потому что если я решу давиться ради ухода от конфликта, в какой-то момент меня начнет тошнить.
Каждый из нас — человек. А у людей есть не только цели и намерения, но и ограничения. А также границы. Этого всего снаружи не видно (в первую очередь потому что ограничения переживаются как стыдные места, куда могут больно ткнуть, но известно, что уязвимость — это на самом деле большая сила).
Если ограничений и границ не видно — то их не будут соблюдать и учитывать другие. А если мне важно, чтобы их соблюдали и учитывали, я их предъявлю.
3. Внимание
Для начала — задавать вопросы и внимательно выслушивать. Сложнее даже не вопрос придумать, а посидеть и послушать, что на него ответят. Потому что в голове уже вертится, какой бы еще вопрос задать, да куда я пойду потом ужинать, да что сделаю на выходных. Нет! Остановить всё фоновое и внимательно прислушаться к тому, как видит ситуацию собеседник. Не придумывать следующий вопрос заранее.
Он будет мне доверять, только если поверит, что и я правда осознала его картину мира, поверила, что он видит события вот таким образом. А если я не осознаю его картины мира, не приму её как данность и факт, это будет торчать из всей моей коммуникации и провоцировать его на сопротивление.
Сюда же относится внимательность и добросовестность: называть людей правильными именами и фамилиями, тщательно выписывать дела, которые я пообещала выполнить, и выполнять их в срок или даже раньше, не опаздывать на встречи. Короче, чтобы по моим действиям было понятно, что человек и сотрудничество для меня всерьез важны.
Слов недостаточно. Если мне говорят, что мой звонок очень важен для них, но при этом я вишу на трубке 20 минут и меня перебрасывают туда-сюда операторы, я не верю. Брене Браун называет это integrity — когда слова совпадают с делами. Это один из принципов доверия по Брене.
4. Информационная прозрачность
Многие думают, что тебя уважают, когда у тебя есть информация, а у остальных нет. И ты ею делишься по кусочкам, прикармливая, чтобы все знали: у тебя есть информационный капитал! Ты полезный контакт!
На самом же деле на межчеловеческом уровне (а не во властной иерархии, где доверия между уровнями вверх вообще нет как класса, только страх) — доверие растит скорее информационная открытость.
Если я разрешаю заглянуть в то, как у меня всё устроено, если я сразу же делюсь информацией, которая может всем нам пригодиться (конечно, если у меня есть на это право и разрешение от источника информации), если я веду свои дела открыто и охотно рассказываю о подробностях, легко погружаюсь в детали — это внушает доверие. Я знаю то, что делаю, и не боюсь поговорить об этом.
При прочих равных планы лучше вести там, где все заинтересованные могут получить к ним доступ. Обсуждать важные штуки стратегичнее всем вместе, чтобы все понимали, как продвигаются дела и как мы своими действиями влияем на ситуацию. Чем меньше утайки, тем больше со стороны доверия к процессам.
5. Личное знакомство
К сожалению, как бы мне не хотелось ограничиваться онлайном, личный контакт укрепляет доверие в разы. Особенно если получается не быть в социальной маске, а проявляться как живой, уязвимый человек лично.
Да, это большая трата энергии. Или можно посмотреть так: это инвестиция энергии в отношения.
Добавить комментарий