Отрывок из книги Рэя «Дзен в искусстве написания книг»:
**
Лет в двадцать я начал составлять длинные списки, куда вносил самые разные существительные, иногда – с определением. Именно эти списки в конечном итоге и подтолкнули меня к написанию моих лучших вещей. Я на ощупь искал путь к чему-то искреннему и честному, спрятанному под крышкой люка у меня в голове.
Списки были примерно такими:
-
- ОЗЕРО.
-
- НОЧЬ.
-
- СВЕРЧКИ.
-
- ОВРАГ.
-
- ЧЕРДАК.
-
- ПОДВАЛ.
-
- ЛАЗ В ПОТОЛКЕ.
-
- МЛАДЕНЕЦ.
-
- ТОЛПА.
-
- НОЧНОЙ ПОЕЗД.
-
- ГУДОК В ТУМАНЕ.
-
- ГАЗОНОКОСИЛКА.
-
- КАРНАВАЛ.
-
- ЦИРК.
-
- КАРУСЕЛЬ.
-
- КАРЛИК.
-
- ЗЕРКАЛЬНЫЙ ЛАБИРИНТ.
-
- СКЕЛЕТ.
Я начал видеть закономерности в списках, в этих словах, которые я спонтанно изливал на бумагу, позволяя своему подсознанию вроде как сыпать крошки птицам.
Глядя на эти списки, я видел свои прежние любови и страхи, связанные с цирками и бродячими карнавалами. Я вспоминал, забывал и опять вспоминал, как отчаянно перепугался, когда мама посадила меня на первую в жизни карусель.
Каллиопа вопила, мир кружился, эти страшные деревянные кони скакали, и мои крики вплетались в общий гвалт. Я потом много лет даже не подходил к каруселям. А когда спустя несколько десятилетий все-таки подошел, карусель унесла меня прямо в самую гущу книги «Что-то страшное грядет». Но задолго до этого я продолжал составлять списки.
-
- ЛУГ.
-
- ЯЩИК С ИГРУШКАМИ.
-
- ЧУДИЩЕ.
-
- ТИРАНОЗАВР.
-
- ЧАСЫ НА БАШНЕ.
-
- СТАРИК.
-
- СТАРУХА.
-
- ТЕЛЕФОН.
-
- ТРОТУАР.
-
- ГРОБ.
-
- ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СТУЛ.
-
- ФОКУСНИК.
Из нагромождения этих имен существительных я выудил научно-фантастический рассказ, который не был научно-фантастическим рассказом. Я назвал его «Р – значит ракета». Опубликовали его под названием «Король серых пространств». Это история о двух мальчишках, больших друзьях, одного из которых взяли в Академию космонавтики, а второго – нет. Рассказ отвергли во всех научно-фантастических журналах, потому что это всего лишь история о дружбе, которая проверяется обстоятельствами, даже если обстоятельства связаны с полетами в космос. Мэри Гнедингер из «Famous Fantastic Mysteries» прочла рассказ и опубликовала. Но, опять же, я был слишком молод, чтобы понять, что «Р – значит ракета» – именно из тех рассказов, которые сделают из меня писателя-фантаста, любимого многими, но многими и обруганного за то, что я никакой не фантаст, а «человеческий» писатель; и черт бы с ними!
Я продолжал составлять списки, куда попадали не только кошмары, ночь, темнота и вещицы, спрятанные на чердаке, а еще игрушки, которыми люди играют в космосе, и идеи, почерпнутые из детективных журналов. Большую часть моих детективных историй, опубликованных в «Detective Tales» и «Dime Detective», когда мне было двадцать четыре, даже не стоит теперь перечитывать.
Периодически я наступал на собственные шнурки и писал почти неплохие рассказы, вспоминая Мексику, которая меня напугала, или Лос-Анджелес во время бунтов пачуко. Но мне понадобилось почти сорок лет, чтобы усвоить жанр детектива/триллера/саспенса и заставить его работать в моем романе «Смерть – дело одинокое».
Но вернемся к моим наброскам. Зачем к ним возвращаться? К чему я веду? Ну, если вы писатель или надеетесь стать писателем, подобные списки, почерпнутые из глубин вашего собственного сознания, могут помочь вам найти себя, точно так же, как после долгих-долгих метаний нашел себя я.
Я принялся просматривать эти списки, выбирать одно слово и писать о нем длинное стихотворение в прозе – эссе.
Где-то посередине первой страницы или, может быть, на второй стихотворение в прозе превращалось в рассказ. Вдруг появлялся персонаж и говорил: «Это я» или «Эта идея мне нравится!». И потом уж он сам заканчивал рассказ вместо меня.
Становилось все более очевидным, что меня многому научили эти списки. А потом я понял, что мои персонажи сделают всю работу за меня, если им не мешать, если дать им их собственное разумение, не мешать их фантазиям и страхам.
Я смотрел на свой список, видел слово СКЕЛЕТ и вспоминал свои первые детские рисунки. Я рисовал скелетов, чтобы пугать двоюродных сестер. Меня зачаровывали эти неприкрытые медицинские экспозиции черепов, ребер и тазовых скульптур. Моей самой любимой песней была: «Греха в том нет, чтобы кожу снять и так плясать. Плясать, одетым только в кости». Однажды, когда я как раз вспоминал о своих детских художествах и любимой песне, у меня заболело горло и я пришел к врачу. Я позволил ему ощупать свой кадык, жилы на шее и поинтересовался, что посоветует медицина.
– Знаете, что у вас? – спросил доктор.
– Что?
– Открытие гортани! – радостно сообщил он. – Вы узнали, что она у вас есть. Примите аспирин. С вас два доллара!
Открытие гортани! Господи, так красиво! Я рысью помчался домой, ощупывая свое горло, ребра, затылок, коленные чашечки. Боже мой! А почему бы не написать рассказ о человеке, который жуткобоялся того, что таится у него под кожей, в его нутре – как символ всех готических ужасов в историях о скелетах!
Рассказ написался за считаные часы.
Идея вполне очевидная, однако в литературе ужасов еще никто не додумался ее раскрыть. Я нырнул вместе с ней в пишущую машинку и вынырнул с новым, абсолютно оригинальным рассказом, который скрывался у меня под кожей с тех самых пор, как я нарисовал первый череп со скрещенными костями в шесть лет.
Я начал набирать обороты. Теперь идеи приходили быстрее, и все – из моих списков.
Отрывок из книги закончился… и вот, наконец, задание.
Попробуйте начать свой список. Записывайте то, о чем вам хотелось бы писать, о чем вы уже пишете, какие темы близки вам, что вам нравилось в детстве, на чем вы все время себя ловите… и покажите, что получается. Это медитативный процесс и, возможно, бесконечный.
Большое спасибо! И за отрывок, и за наводку на книгу.
Очень интересно, Леночка)) я в со-творении))
^__^
прекрасная идея. я написала примерно 20 пунктов, и как-то одно за другое цеплялось. Вот что интересно. У меня из этих почти 20 только 5 — не абстрактные, а конкретные предметы, существа. У Брэдбери практически все, если не все, конкретные осязаемые предметы.