“The research participants who taught me the most about breathing occupy what we would traditionally think of as opposite sides of the professional continuum: yoga teachers, meditation leaders, and mindfulness practitioners on one side and soldiers, firefighters, first responders, and elite athletes on the other.“
Brené Brown
Что делают люди, умеющие разбираться со сложными ситуациями, выходить из них, возвращаться к себе и встречаться со своими эмоциями?
Брене показывает вот такой слайд и признается, что это было для неё одним из самых сложных открытий в рамках исследования: оказывается, больше всего помогают новомодный «майндфулнесс» (осознанность) и способность дышать.
Посмотрите на этот слайд, — говорит Брене. — Если бы вы показали его мне несколько лет назад, я бы рассмеялась вам в лицо.
Осознанность? Дышать? Как это вообще связано со мной? Я ученый. У меня есть понятные цели и задачи. Надо идти к ним, а не быть осознанным или дышать. Бред какой.
Однако когда Брене начала говорить с теми, кто успешно справляется с эмоциями, раз за разом она слышала именно это.
Об осознанности и правильном дыхании говорили не только монахи или преподаватели йоги. Им вторили военнослужащие, художники, преподаватели, спортсмены и предприниматели.
Брене углубилась в исследование. И вот что она обнаружила.
Оказывается, навязшая в зубах «осознанность» переводится на человеческий язык как «уделять внимание». Всего-то! Никакой эзотерики.
С этим стало гораздо проще работать. Брене говорит, что она и так всегда говорила: «Если не получится, то не получится. Но давайте не будем всё себе заранее портить, подходя к вопросу спустя рукава. Давайте соберемся и уделим внимание».
А чему следует уделять внимание в процессе возвращения к себе?
Эмоциям.
Это нелегко. Особенно с непривычки. Особенно если в твоей семье об эмоциях не было принято говорить — а если ты говорил о них, то тебя называли слабаком и бездельником.
Дыхание — тоже непростой предмет для размышления. Брене страшно раздражает, когда мне говорят: «Просто подыши! Это так успокаивает!». Ей сразу хочется не подышать, а засветить советчику чем-нибудь в физиономию (мне, кстати, тоже).
Но в ходе своего исследования Брене обнаружила, что люди говорят: «дышать» помогает справляться с эмоциями (а сначала — распознавать и принимать их).
Преподаватели йоги посоветовали Брене изучить «квадратное дыхание»:
- вдох на 4 счета
- задержать дыхание на 4 счета
- выдох на 4 счета
- задержать дыхание на 4 счета
Сперва Брене разозлила мысль о том, что дышать надо по правилам. Йоги еще и водили рукой в воздухе, поясняя, как выглядит квадрат.
Но через неделю в армейской части, исследуя стратегии, помогающие солдатам выживать в сложнейших условиях, Брене снова повстречала дыхательный квадрат. В армейской части его называли «тактовым дыханием». Руками в воздухе не водили.
Научиться дышать в сложной ситуации, похоже, необходимо — подводит итог Брене. — Это помогает отделять то, что случилось, от того то, как мы на это отреагировали. Это дает нам шанс уделить внимание происходящему, сфокусироваться на эмоциях, изучить, что же происходит-то.
Ещё помогает вопрос: похоже ли то, что я собираюсь сделать, на действие человека, которым я хочу быть?
Упражнение 1. Стратегии, которыми вы пользуетесь, чтобы уделять внимание своим чувствам
Та самая осознанность, mindfulness, от которой спасу нет, — говорит Брене, — всё-таки нужна даже нам. Серьезным людям, далеким от эзотерики. Потому что основная цель у пресловутого намерения «оставаться в моменте» — это отказаться от того, чтобы немедленно нахамить в ответ, когда нам показалось, что нам обидели. Это отказаться от того, чтобы сбежать, хлопнув дверью, туда, где можно заесть сложные эмоции. Это отказаться от того, чтобы застыть на месте и уберечь себя от чувствования того, что происходит внутри.
Вместо этих нерабочих стратегий осознанный подход — это собраться и ничего не делать в тот момент, когда нам плохо. Не атаковать в ответ и не сбегать. А найти себя среди этого поля боя и разобраться, что этот «себя» ощущает. Как он там? Что именно произошло — и что он быстренько додумал сам, пользуясь умением мозга создавать теории заговора на пустом месте? Что мы знаем — а что остается невыясненным?
Вот эта минутка про себя после того, как что-то стряслось — вместо заедания, игнорирования, высокомерия и прочих неэффективных стратегий — это и есть осознанность. Время для себя. Время для того, чтобы прислушаться к эмоциям.
Первое упражнение урока — вспомнить 2-3 способа, которыми вы выделяете время для себя в ситуации, когда всё летит к чертям, чтобы собраться и сфокусироваться.
- Какие это 2-3 способа?
- Попробуйте дышать по квадрату. Как это вам?
- В каких ситуациях можно было бы применить ваши способы или дыхание по квадрату?
Упражнение 2. Внимание к эмоциям в той самой ситуации
В первом уроке по книге Rising Strong рекомендовалось выбрать историю неудачи, по которой участники работают все шесть уроков дальше.
В этом упражнении требуется ответить на несложные вопросы:
- Что это была за история?
- Что именно пошло не так?
- В какой момент стало понятно, что мной завладели эмоции? Как это ощущалось?
- Готов/а ли я погрузиться в исследование этих эмоций?
Лена! И снова, спасибо вам огромное!!! Вы замечательный человек и мне очень нравится то что вы делаете для себя и для других!!!
Спасибо, Надя!
Я разный человек. Вот как раз сегодня думала: не ругалась бы Брене, узнав, что я выкладываю высмотренное в закрытом курсе? Пока что решила, что ей некогда такими вещами заниматься 🙂
Спасибо за статью.
Но что это за армия такая, где учат осознанному дыханию?
Несовместимые явления — война и осознанность.
Брене живет в Техасе. Предполагаю, что американская.
Кстати, насчет несовместимости — пока ездила в Бишкек, познакомилась с девушкой, которая пишет дизайн неконфликтных военных игр для одного профессора конфликтологии в Австрии. Пытаюсь взять у нее интервью, потому что мне казалось, что война=конфликт.