Я начала погружаться в эту тему всего каких-то два года назад и хочу поделиться книгами, которые мне показались вдохновляющими и увлекательными — а главное, ясными и понятными.
Мой список неполон. Но именно эти книги помогли мне начать разобраться в том, что происходит — и подтолкнули изучать вопрос дальше. Может быть, они подойдут и вам.
Сразу скажу, что трактую феминизм я в этом посте широко. Книги, перечисленные ниже, позволяют или 1) рассмотреть историческую картину системной дискриминации, или 2) найти поддержку, опираясь на научные исследования, а не ложные не подкрепленные ничем соображения, или 3) вдохновиться другими женщинами, или 4) почувствовать злость и решить что-нибудь делать — а то и всё сразу.
Поскольку я придерживаюсь скорее интерсекционального феминизма, я постаралась включить в перечисление книги и о других угнетениях — мне кажется, что вместе мы сильнее, а системные дискриминации чем-то похожи. Изучая соседние, я понимаю лучше и свои проблемы, и других людей. Но основной корпус перечисленной ниже литературы все-таки в первую очередь о женщинах.
Разделы очень условные, большинство книг можно поместить в два-три раздела сразу. Но всё равно разделы помогают мне навигировать в таких списках, возможно, и вам пригодятся для выбора того, за что взяться.
Список книг неполный и говорит скорее о моих личных предпочтениях, чем о том, сколько и какого понаписано в мире и понапереведено на русский. Если вы считаете, что какую-то книгу я зря не упомянула, присоединяйтесь к перечислению в комментариях! Буду пополнять этот пост, когда найду что-то ещё крутое, простое и увлекательное.
По понятным причинам этот список сильно пересекается с разделом «Феминизм» в списке прочитанного в 2018 году. Если вы его читали, встретите здесь много знакомиц.
Разделы:
- комиксы
- общие понятия
- экономика
- семья и самостоятельность
- карьера и умение отказывать
- тело
- секс
- расизм
- производство и потребление
- ЛГБТКИА+
- для юных
Комиксы
Самый приятный раздел: книжки в картинках. Они яркие, смешные, сильные и поддерживающие. Быстро читаются. С юмором. А также образовательные, да.
«Свобода, равенство, сестринство. 150 лет борьбы женщин за свои права», Марта Бреен, Йенни Юрдал
Если вы собирались купить только одну книгу про феминизм, пусть ею станет этот комикс.
Он яркий, задорный, отлично нарисован, в нём есть все основные вехи и он держится очень объективно (мне в некоторые моменты хотелось рвать и метать — авторки просто невероятно выдержанные).
Посмотреть развороты можно в телеграм-канале
«Что мы празднуем 8 марта?», Сасса Бурегрен, Элин Линделл
В этой крутой книге очень доступно (как будто детям — но взрослым тоже понятно и увлекательно) описано, что такое феминизм, что изменилось восьмого марта и почему это не «день весны и красоты», а день равных возможностей, в том числе финансовых и карьерных.
- Поглядеть отрывки можно в телеграм-канале.
«Плод познания», Лив Стремквист
Эта книга потрясающе рассказывает о женском теле, исторической несправедливости, шейминге, власти патриархального общества и о том, как можно смотреть на всё по-другому. Она яркая, дерзкая, смешная и опасная.
Поглядеть развороты из главы про месячные можно в телеграм-канале.
Общие понятия
«Женщины и Власть. Манифест», Мэри Бирд
Короткая и яркая книга о том, как на гендеры влияют властные иерархии. Грустно, но ценно читать об этом. Вдохновляет, уязвляет и наполняет силами.
Отрывок:
«Я хочу начать с момента, почти совпадающего с рождением западной литературной традиции, с первого описанного в ней случая, когда мужчина приказал женщине «закрыть рот», сообщив, что ее голос не должен звучать во всеуслышание. Я имею в виду ситуацию, увековеченную почти 3000 лет назад в первых строках гомеровской «Одиссеи».
«Женщины. Разговор не о мужчинах», Ольгерта Харитонова и Лолита Агамалова
Книжка Ольгерты и Лолиты — собранные воедино голоса живых и настоящих женщин, рассказывающих свои истории. Есть здесь аналитические главы, а есть истории из жизни. Бумажное издание очень приятное, обложка матовая, уютная. В электронном виде тоже хорошо у меня пошло.
Отрывок:
«Естественной роли» не существует. Роль — это игра, а в природе места для игр нет. Животные следуют своим инстинктам и выполняют заданные природой функции. Самец или самка — это не роли, это строго заданные формы живых организмов, выполняющих репродуктивную функцию. В этом состоит их природа. Думаю, о предназначении в живой природе говорить не имеет смысла: сам термин «предназначение» — он из человеческой истории.
Сын короля, родившись, воспитывался как будущий король, в нем развивали способности, умения и манеры, необходимые для королевского правления. Считалось, что его очевидное предназначение — быть королем. Сын купца, родившись в то же самое (средневековое) время, имел с детства другое предназначение: быть сыном своего отца, становиться купцом. Сыну воина было предназначено расти как воину, девочке было предназначено выйти замуж за того, кого ей выберут родители. Это все можно назвать предназначением. А можно назвать социальной ролью.
Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий конкретный статус, определенное место в социальной системе. Это модель поведения, ориентированная на определенную позицию человека внутри группы, общества».
«Заблуждения о гендере» и «Тестостерон Рекс. Мифы и правда о гендерном сознании», Корделия Файн
«Заблуждения о гендере» в любительском переводе от Equality можно прочитать вконтакте или в жж
Корделия Файн прорубила огромную прорубь в моем сознании, разрушив остатки стены между «мужским» и «женским». Нам удобно использовать эти слова, но — у мужчин и женщин больше общего, чем разного. Кроме того, в рамках группы «женщины» люди сильнее отличаются друг от друга, чем «мужчины» от «женщин».
Официального перевода «Заблуждений о гендере» нет, я читала любительский вконтакте. А потом вышла книжка «Тестостерон Рекс» — там много похожего, но немножко с другой стороны. Мне кажется, это прям очень важные книги, с которыми стоит познакомиться каждой феминистке. Они дают практическую основу тому, что ощущается и так: разница между мужчинами и женщинами не такая уж и большая. В нас гораздо больше общего. Сюрприз!
Отрывок из «Заблуждений о гендере»:
Когда женщинам задавали вопросы по юриспруденции, это было настоящим событием, приуроченным профессором к «Дамскому дню». Темой дня, которая наконец-то обозначилась, были свадебные подарки:
«Наклонившись, профессор Кэснер сказал мне: “Мисс Малларки, если бы вы были обручены (а я вижу, что нет), — он сделал паузу, чтобы посмеяться, — вам бы пришлось вернуть кольцо, если бы помолвку разорвали?” Это был единственный вопрос, который мне задали за целый год по этому предмету».
Ученая степень Гарвардской юридической школы не гарантировала Малларки и Бёрги, в отличие от их однокурсников, удачного трудоустройства. И хотя федеральный закон о гражданских правах, запрещающий дискриминацию по принципу пола на рабочем месте, был принят в 1964 году, казалось, что юридические фирмы, на удивление, ничего о нем не знали. «Распространенной была ситуация, когда рекрутер говорил женщине в лицо, что он и хотел бы ее нанять, но его старшие партнеры или клиенты фирмы никогда не согласились бы работать с женщиной-юристкой», — вспоминает Маларки.
Отрывок из «Тестостерон Рекс»:
Легко упустить аргумент, что во многих случаях мужчинам и женщинам нужно вести себя одинаково, чтобы справляться с повседневной жизнью, и эволюция должна была выработать способ, как добиваться этого с относительно разными телами.
Люди, стоит отметить, занимают нижние позиции в рейтинге “Удивительные телесные половые различия”.
Как говорит социолог из Оксидентал Колледжа Лиза Уэйд, “если бы у нас был столь же выраженный половой диморфизм, как у морских слонов, средний мужчина возвышался бы над средней женщиной на два метра и весил бы двести пятьдесят килограммов”.
Напротив, помимо гениталий, мужские и женские тела совпадают во всем, от гормонов до роста, но существуют средние физиологические различия. Таким образом, если держать в уме, что “мужская нервная система эволюционировала, чтобы наиболее оптимально управлять поведением в мужском теле, то же верно и для женщин”, – как предполагают де Врис и коллега, нельзя считать, что нейробиологические половые различия всегда действуют для создания различий в поведении. Порой они могут быть направлены на их сглаживание.
«Невидимые женщины: Почему мы живем в мире, удобном только для мужчин. Неравноправие, основанное на данных», Кэролайн Криадо Перес
Очень крутая и подробная книга, опирающаяся на статистку — почему в нашем мире всё выстраивалось под потребности мужчин и как результаты такого подхода влияют на женщин. Начиная с того, что температура в офисах до сих пор выставлена на комфортную мужским телам (поэтому женщины мерзнут), и заканчивая тем, что системы городского транспорта прокладывали, высчитывая, что мужчины будут совершать две поездки в день (на работу и обратно), а поездки женщин (в то время часто вынужденных исключительно вести домашнее хозяйство и воспитывать детей) игнорировались, хотя «отвести детей на дополнительные занятия, забрать бабушку из больницы, съездить на рынок за продуктами, купить новые тетради…» гораздо сильнее нагружает систему транспорта — но вычислять это труднее, поэтому они решили забить.
Отрывок:
В 1839 г. пианистка и композитор Клара Шуман написала в своем дневнике: «Когда-то мне казалось, что я обладаю творческими способностями, но я отказалась от этой мысли; женщина не должна сочинять музыку — ведь если до сих пор ни одной женщине этого не удавалось, почему я думаю, что у меня получится?»
Трагедия была в том, что Клара Шуман ошибалась. Женщинам до нее удавалось сочинять музыку, и несколько самых талантливых, плодовитых и влиятельных композиторов XVII и XVIII вв. были именно женщинами. Вот только они не «пользовались широкой известностью», потому что редко добивались признания при жизни — их имена тонули в бездне дефицита гендерных данных, или же их сочинения приписывали мужчинам.
Феликс Мендельсон опубликовал под своим именем шесть произведений своей сестры Фанни Гензель, а в 2010 г. было доказано, что ею написана еще одна партитура, ранее считавшаяся сочинением брата. В течение многих лет специалисты по античной литературе полагали, что римская поэтесса Сульпиция Руфа не могла сама написать стихи, подписанные ее именем, — они были слишком хороши, не говоря уже о том, что слишком откровенны для женщины.
Юдит Лейстер, одна из первых голландок, принятых в гильдию художников, при жизни пользовалась известностью, но после смерти в 1660 г. была забыта, а работы художницы начали приписывать ее мужу. В 2017 г. были обнаружены новые полотна художницы XIX в. Каролины Луизы Дейли — ранее их авторами считались мужчины, один из которых вообще не был художником.
«100 величайших хулиганок в истории. Женщины, которых должен знать каждый», Ханна Джевелл
Нет, это не та детская книжка про бунтарок, из которой убрали историю трансгендерной девочки. Это книжка с маркировкой 18+ — ведь в ней рассказывают истории воительниц и летчиц, бисексуалок и даже лесбиянок, а когда и гетеросексуалок, но всё равно непокорных патриархату. От женщины, у которой работала только одна ступня во всем теле — и она написала несколько книг, до женщины, которой пришлось управлять империей, эти истории мы не прочитаем в учебнике истории. Потому что они — женщины.
Потому что их изобретения присваивали коллеги-мужчины, а преподавать в университете им разрешали только под псевдонимами. Потому что им приходилось не только пробивать стеклянный потолок, но ещё и выращивать детей и доказывать, что женщина может всё, что ей заблагорассудится. Они стояли у истоков математики и астрономии, руководили войсками и публиковали трактаты. Самое меньшее, что мы можем сделать для них — узнать их имена и их историю.
Да, а ещё книга написана с потрясающим чувством юмора, то с иронией, то с сарказмом. Во многих моментах я смеялась в голос, а на меня с возмущением смотрели люди за другими столиками кафе. Да, женщины могут и громко беззастенчиво ржать. Для кого-то это сюрприз даже в 2018-м году.
Отрывок:
О жизни Томоэ Годзэн, японской женщины-воина XII века, известно не так много.
В исторической записи XIV века говорится, что она была «особенно прекрасна», но такое можно увидеть в каждой исторической записи о той или иной устрашающей женщине-воительнице. Быть может, в женщине, которая может открутить мужчине голову в пылу сражения, и есть что-то такое, из-за чего все потом громко и часто будут восхвалять ее красоту и грацию.
Экономика
«Кто готовил Адаму Смиту? Женщины и мировая экономика», Катрин Марсал
Ценная книга о том, как женщин задвигали на задний план настолько, что просто волосы на голове встают дыбом.
Яркий пример, вынесенный в заголовок — пока Адам Смит писал книги о ценности труда и производства, он даже не задумался, кто в этот момент готовил ему обед, убирал дом и занимался другими видами недооцененного, стигматизированного, неоплачиваемого «женского» труда. В кавычках, потому что обслуживать себя вполне могут и мужчины. Но в патриархальном обществе их учат, что этого от них никто не ждет — а женщин учат противоположному.
Так мы и вырастаем в разных людей, хотя разница между нами небольшая (по крайней мере, на способность пожарить яичницу наличие вагины не влияет — но когда можно спихнуть всю заботу на другого, времени на писание книг остается значительно больше, везука).
Отрывок:
Французская писательница и феминистка Симона де Бовуар называла женщин «вторым полом». Мужчина идёт первым, он считается. Он определяет мир, а женщина – вторая, женщина – это всё, что не он, но то, от чего он зависит, и то, что позволяет ему быть собой. Быть тем, кто считается.
И, наряду со «вторым полом», существует «вторая экономика». Работа, которую традиционно выполняют мужчины, считается. Она определяет экономическую картину мира. Работа, которую выполняют женщины, – «вторая». Это то, что мужчина не делает, но от чего он зависит, ведь иначе он не сможет сделать свою работу. Ту, которая считается.
Адаму Смиту удалось ответить лишь на половину основного вопроса экономики. Ужин на его столе появлялся не только потому, что торговцы удовлетворяли собственный интерес посредством товарообмена. Ужин на его столе появлялся в равной степени и потому, что об этом каждый вечер заботилась его мать.
Сегодня мы можем сказать, что в основе экономики не только «невидимая рука», но и «невидимое сердце». Это, пожалуй, слишком идеализированное описание обязанностей, которые общество исторически возлагало на женщин. В действительности мы не знаем, почему мать Адам Смита заботилась о сыне.
Мы знаем лишь, что она это делала.
«Дорогие дети. Сокращение рождаемости и рост «цены» материнства в XXI веке», Анна Шадрина
Я люблю первую книгу Анны — «Не замужем» (о ней ниже), но долго не хотела читать вторую. Дети? Дорогие дети? Как это связано со мной?
Передумала благодаря одной рецензии, в которой говорилось: это не только про детей и не только для родителей. Это про наш современный мир.
Так и есть.
Отрывок:
«Исследования отношений между различными возрастными группами в традиционных обществах в первой половине XX века показали сконструированность представлений о том, что «жертвенная материнская любовь имеет биологическое обоснование», а женщина имеет потребность заботиться о ребёнке.
Американская антрополог Маргарет Мид в работе о взрослении на острове Самоа показала, что у некоторых народов материнствуют вовсе не матери».
Семья и самостоятельность
«Вторая смена. Работающие семьи и революция в доме», Арли Хокшилд
Исследование семей из Калифорнии десятилетней давности удивительно напоминает наши дни. Разобран быт нескольких семей — и выведены тенденции. Считают ли себя мужчины главой семьи или равноправными партнерами, и берут ли на себя половину работы по дому — эти два показателя вовсе не так четко взаимосвязаны, как хотелось бы. Часто вступает в дело финансовая составляющая. И, как ни парадоксально, считающие себя главой семьи, а воспитание детей и домашние дела исключительно женским делом мужья — делают что-то по дому и сидят с детьми чаще тех, кто живет в уверенности своей эгалитарности.
«Неделя как неделя», Наталья Баранская
Классическая в западном понимании и забытая в отечественном фем-движении, повесть Натальи о советской жизни женщины с мужем и двумя детьми структурирована по дням недели.
К воскресенью охватывает ужас. Как она будет дальше с этим справляться, неведомо. И это даже не какая-то там сложная неделя. Неделя как неделя!
Поднимаются вопросы, актуальные и теперь. Участие второго партнера в воспитании детей и работе по дому. Неустроенность бытовой жизни, недостаток денег и конкуренция на работе.
А главное — непонятно, что героине делать. Точнее, проблема настолько системная, что и сейчас непонятно, что делать конкретным женщинам. Похоже, меняться должно общество. А оно не хочет.
Отрывок:
Наливаю воду и мою Котьку, а Гулька ревет, лезет в ванную и раскрывает дверь.
— Дима, возьми дочку! — кричу я.
И слышу в ответ:
— Может, на сегодня уже хватит? Я хочу почитать.
— А я не хочу?
— Ну это твое дело, а мне надо.
Мне, конечно, не надо.
«Не замужем: Секс, любовь и семья за пределами брака», Анна Шадрина
Анна — исследовательница. Она родом из Беларуси, живет и работает в Англии. В этой, первой своей книге она пишет про «одиночек». К счастью, она делает это человеческим языком, не наукообразно — книга для широкого круга читателей.
В книге рассказаны истории «синглов», людей, которые выбирают жить самостоятельно, людей в бостонском браке (сожительство без отношений, совместное ведение хозяйства). И рассмотрен сам образ семьи, который со временем и с культурой меняется — но в обществе приличной до сих пор считается только гетеросексуальная нуклеарная семья, основанная на романтике.
Анна проводит читателей по исторической справке и расширяет понимание возможного и удобного разным людям в наши дни, приводя истории информанток.
Отрывок:
В книге «Новая одинокая женщина» профессор женских и гендерных исследований Калифорнийского университета Кей Е. Тримбергер упоминает историю двух женщин, познакомившихся в 1980-е годы «на волне» женского движения. Одна из них к этому времени была в разводе, другая никогда не состояла в браке. Женщины подружились и, решив открыть совместное дело, купили парикмахерскую, а затем магазин.
Рассказы о новом типе близости, организованном вокруг дружбы и домашнего партнерства, а не сексуальной связи, я встречала и в рассказах моих информанток.
А., 33, драматург:
Уже семь лет мы вместе с девочкой снимаем квартиру. Хоть мы и абсолютно разные, но мы как родственники стали. У нас разные интересы, разный стиль жизни, она – жаворонок, я – сова. Но у нас получился такой очень интересный сплав. Вряд ли это можно назвать семьей, но это нельзя назвать и просто коммунальным соседством.
З., 35, инструктор по йоге:
Мы с Л. живем довольно долго. Только на этой квартире уже шесть лет. И до этого еще два года в другом месте. То есть практически у нас нормальный срок семейных отношений. Или сожительства. Раньше мы общались ближе. Сейчас просто по-соседски. Без претензий друг к другу, но без особых эмоций. Раньше мы все делали вместе. Но с переездом сюда отношения испортились. Каждая занята своим делом. У нас разные графики, поэтому мы можем не видеться днями. Я рано ложусь, рано встаю. Но мы знаем друг друга очень хорошо. Это помогает нам не мешать друг другу. Ну и дома всегда есть кто-то, хоть и за стенкой.
- Почитать отрывки можно в блоге.
Карьера и умение отказывать
«Не бойся действовать. Женщина, работа и воля к лидерству», Шерил Сэндберг
Шерил написала книгу, которую критикуют за привилегии: в ней написано о том, как стоит не бояться действовать белой образованной женщине из хорошей семьи.
Шерил работает топ-менеджером Фейсбука и действительно может поделиться только своим опытом. Она признала свою привилегированность и ограниченность советов из книги. И тем не менее книжка полезная. Хотя, конечно, не покрывает всего, чего бы могла.
Мне понравилось, как легко и понятно Шерил пересказала результаты исследований (которые я потом встречала и в других книгах, но познакомилась с ними здесь).
Отрывок:
В 2003 г. профессор школы бизнеса Колумбийского университета Фрэнк Флинн и профессор Нью-Йоркского университета Кэмерон Андерсон провели эксперимент, призванный оценить, как воспринимают на работе представителей разных полов. Они начали с практического исследования Гарвардской школы бизнеса, в центре которого была реальная женщина-предприниматель по имени Хайди Ройзен. Исследование рассказывало о том, как Ройзен сумела добиться успеха на рынке венчурного капитала, используя «свою общительность и дружелюбие, а также широкую сеть личных и профессиональных контактов среди наиболее влиятельных лидеров бизнеса в технологической сфере».
Флинн и Андерсон дали половине студентов, участвовавших в эксперименте, ознакомиться с этой историей, а второй половине вручили для чтения тот же рассказ, но с одним небольшим изменением: Хайди превратилась в Говарда. Затем Флинн и Андерсон попросили студентов поделиться своими впечатлениями о Хайди-Говарде. Как выяснилось, студенты сочли и Хайди, и Говарда равно компетентными — что неудивительно, поскольку их достижения были абсолютно одинаковыми. Тем не менее, хотя и Хайди, и Говард вызвали у студентов равно уважительное отношение, Говард показался им более привлекательным в качестве коллеги. Что касается Хайди, ее сочли «эгоистичной, не тем человеком, которого хотелось бы нанять на работу или трудиться с ним бок о бок». Одинаковая информация с одним-единственным гендерным отличием произвела на испытуемых совершенно разное впечатление.
Этот эксперимент подтвердил однозначные выводы проведенных ранее исследований: успех и привлекательность связаны у мужчин и не связаны — у женщин. Успешный мужчина нравится представителям как своего, так и противоположного пола. Если же успеха добивается женщина, она сразу становится менее привлекательной для представителей обоих полов. Это открытие шокирует, хотя и не удивляет: шокирует, потому что никто не согласится признаться в готовности судить людей на основании подобных гендерных стереотипов, не удивляет же потому, что именно это мы на самом деле и делаем.
- Почитать отрывки можно в блоге
«Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие куда захотят», Уте Эрхардт
Для тех, кто уже давно знаком с феминизмом, книга Уте может оказаться перечислением понятных общих мест. Именно поэтому стоит её читать, когда феминизм не очень знаком и не очень понятен как проблема — Уте покажет, что с дисбалансом власти и ожиданий до сих пор не так.
Отрывок:
Одна из самых больших проблем, которую женщины должны разрешить, — непременное желание понравиться, быть желанной. Эта цель заслоняет собой огромное количество возможностей. Женщина ограничивает себя в самоопределении, независимости, карьере и во власти. Вместо того, чтобы искать себя, она удаляется от собственной личности все дальше и дальше
Тело
«Тело, еда, секс и тревога. Что беспокоит современную женщину», Юлия Лапина
Я читаю Юлию в телеграме и ходила на презентацию этой книги.
Книга чудесная! Так мало книг на русском выходит на тему заботы о себе (а не насилия, диет, стремления к недостижимым идеалам). У Юлии получились и плотное, подробное, последовательное описание проблем, волнующих женщин — и расшифровка решений.
Отрывок:
Самокритика — одна из форм хронического стресса и один из путей, ведущий к депрессии. Ее биохимические последствия были выявлены в очень интересном исследовании, и вывод был сделан такой: самокритика меняет работу нашего мозга и делает нас более уязвимыми для стресса. Обычный стресс активирует в организме ресурсы для борьбы с опасностью. Если мы видим волка — мы убегаем или деремся. Но когда мы говорим себе: «Я тупая, толстая/отвратительная», то для нашего мозга это звучит как «Я и есть твоя опасность, надо убегать или драться», то есть волк постоянно рядом.
Почему же так трудно отказаться от самокритики? Потому что она дает иллюзию мотивации. Но только стресс хорош, когда надо сделать что-то быстро, к примеру убежать от волка. А для долгосрочных задач он не работает. Однако мы упорно верим, что если будем пытать самих себя, то сделаемся лучше, ну хотя бы немного.
Самый частый аргумент, который в таких случаях приводится: «Если я перестану критиковать себя за недостатки, значит, признаюсь миру и самой себе, что я никогда не стану идеальной, что так и останусь «неправильной». Мне нужна самокритика, чтобы мотивировать себя стать лучше!»
Но что случится, если вы перестанете убегать от себя и сражаться с собой? Что будет, если вы опустите кнут, которым били себя много лет подряд, и перестанете ранить себя снова и снова? Быть может, тогда раны начнут заживать?
Идея заниматься постоянной самокритикой, чтобы мотивировать себя, похожа на сорняк, который по ошибке приняли за культурное растение и теперь с любовью его выращивают.
«Миф о красоте. Стереотипы против женщин», Наоми Вульф
Очень круто, когда идеологически близкая книга ещё и написана бойко, ярко, на фактах, хорошим языком (и прилично переведена). Это книга, декомпозирующая ожидания от женщины в обществе.
Очень много я себе из нее выписала, когда читала впервые — и она поддержала меня больше опираться на свое, а не на навязанное и «всегда так было, ничего не изменится». Всегда не было. Изменится. Хотя бы в моей жизни — но изменится.
Отрывок:
Суть мифа о красоте заключается в следующем: свойство, которое называется красотой, существует объективно и повсеместно. Женщины должны хотеть обладать им, а мужчины должны стремиться обладать женщинами, которые его в себе воплощают. «Воплощение в себе красоты является обязательным для женщин, но не для мужчин, и эта ситуация вполне естественна, так как имеет биологическое, сексуальное и эволюционное обоснование. Сильные мужчины борются за красивых женщин, а красивые женщины более успешны в плане продолжения рода. Женская красота должна находиться в определенной взаимосвязи с их способностью к деторождению, и, поскольку эта система основана на законе сексуального отбора, она неизбежна и неизменна».
Ничто из вышесказанного не соответствует действительности. «Красота» — это валютная система, подобная золотому стандарту. Как любая другая экономическая система, она определяется политическими интересами, и в современном западном мире это последняя и самая совершенная мировоззренческая доктрина, способная сохранить незыблемость мужского господства. Определение ценности женщин в вертикальной иерархии в соответствии с навязанным обществом стандартом внешности является выражением отношений силы и власти, в которых женщины вынуждены, как в спортивном соревновании, соперничать между собой и бороться за ресурсы, которые уже присвоили себе мужчины.
«Рабочая тетрадь по интуитивному питанию», Эвелин Триболи и Элиза Реш
Я редактировала перевод этой книги через несколько лет после того, как сама перешла на интуитивное питание. Казалось бы, должна уже ВСЁ УМЕТЬ.
Но эта рабочая тетрадь подбросила мне для размышления множество вопросов — и помогла относиться к себе и своему телу с удвоенным уважением.
Над переводом этого классического материала мы хорошо поработали с Леной, а выпустила Лена её роскошно: большая, толстенькая (как Фаина, — сказала я Лене, когда увидела рабочую тетрадь вживую), красивая, приятная.
Отрывок из рабочей тетради с размышлениями о заботе о себе — в блоге
«Тело дрянь. Донесения с фронта (и из тыла)», Мара Олтман
Это оооочень, оооооооочень физиологичная книга. С одной стороны, это здорово — она раскрепощает и поддерживает не видеть ничего плохого в природном.
С другой, мне местами нелегко давалось читать, потому что Мара доходит до каких-то очень подробных подробностей. Если у вас высокая чувствительность, будьте внимательны и мониторьте свое ощущение. Мне бы такое предупреждение пригодилось.
А так — текст бодрый, свежий, убедительный. Много личных историй. Маре доверяешь.
Я всегда думала, что мама не бреется, потому что радикально принимает себя как есть. Я хотела быть похожей на нее. Но мы никогда об этом не говорили, и тут она пояснила.
«Я стала интересоваться политикой, — сказала она. — Читала много дзен-буддистских текстов и мне стало казаться, что принимать себя такой, как есть, гораздо важнее, чем выглядеть так, как того требует общество».
«Но если ты исполнена дзена и уверена в себе, зачем ты осветляешь волосы над верхней губой?»
Мама на минутку задумалась. Открыла рот, но потом снова замолчала. И наконец ответила: «Ты права. Я осветляю волосы над верхней губой, потому что мне кажется, что так я лучше выгляжу. Так сложилось мое восприятие себя. Я не дзен-женщина, готовая показать миру всю себя».
«Диетлэнд», Сарей Уокер
Мне не понравился одноименный сериал — и как здорово, что я решила потом всё-таки прочитать книгу! Она гораздо лучше, цельнее, объемнее, логичнее по сюжету.
Главная героиня живет с расстройством пищевого поведения и старается стать невидимой. Но у неё это никак не получается. Она преображается — вместе с миром вокруг.
«Пышечка», Джули Мерфи
А это про героиню предыдущей книги, если бы она родилась на десять лет позже. Она бы поняла, что ей вовсе не обязательно становиться невидимой. Потому что она классная — и её тело тоже.
Мама говорит, что переделала мое платье, и просит примерить его.
Не представляю, сколько у нее ушло времени на то, чтобы перешить вытачки, но лиф сидит просто безупречно. Чего не скажешь о юбке.
Мама обещала расставить ее насколько возможно, но она все равно очень плотно обтягивает бедра. Впрочем, меня это не смущает, и чувствую я себя в ней нормально. Только мама хмурится.
— Верх классный, — говорю я. — Сидит прямо идеально.
Мама цокает языком, и звук ее разочарования для меня — как иголки под ногти.
— Мам, все хорошо, слышишь? Мне очень нравится.
— Пышечка, оно обтягивает твои бедра, как смирительная рубашка. — Она проводит пальцем по строчке. — Но больше ткани не выпустишь, шов может разойтись.
— Мам, я себя отлично в нем чувствую. — Мой голос звучит спокойно и ровно. — Я и не знала, что могу быть такой, какой чувствую себя в этом платье. Я никогда ничего подобного не носила. Но если при взгляде на это платье — при взгляде на меня — ты думаешь, как жалко, как обидно, что я не сбросила пару кило, — тогда иди ты, мам. Не трать время попусту.
Секс
«Как хочет женщина. Мастер-класс по науке секса», Эмили Нагоски
Отличная книга про секс от феминистки, уважающей научный подход. Книга не ограничивается физикой, а описывает эмоциональную и психологическую стороны женского возбуждения и женского удовольствия.
Много кому советовала (словами «это как «интуитивное питание», но про секс»), много кому она в результате понравилась. Так что если не читали — обратите внимание, она того стоит.
Отрывок:
Используйте только то, что актуально и созвучно лично вам, а остальное игнорируйте: оно пригодится кому-то другому.
Смотрите на поток идей и концепций как на салат-бар в ресторане. Кладите в свою тарелку только то, что вам нравится, мимо остального спокойно проходите. В итоге у каждой из нас на тарелке окажется уникальный набор, но ведь так и должно быть!
Проблемы начнутся, только если вы попробуете навязать что-то из того, что считаете справедливым для себя, кому-то другому. «Она не должна есть эту свеклу, это же отвратительно». Вам отвратительно, а ей, видимо, нравится. Так бывает.
И возможно, однажды и вы попробуете свеклу, и вам тоже понравится. Или не понравится — и в этом нет ничего страшного. Занимайтесь своим делом.
«Она не должна есть слишком много жареного, да еще в сухарях. От этого же сердечный приступ случится!» Может, случится, а может, и нет. Но в любом случае это ее сердце и ее выбор. Занимайтесь своим делом.
Берите то, что вам кажется верным, остальное отбрасывайте. Пусть другие тоже занимаются тем, что касается их, и выбирают то, что кажется верным им.
«Viva la vagina. Хватит замалчивать скрытые возможности органа, который не принято называть», Нина Брокманн, Эллен Стекен Даль
Это бойкая и современная книга о женщинах и женском теле. Написали её две студентки-гинекологини.
Нельзя сказать, что в ней раскрываются какие-то супер-необычные вещи (ну, если вы уже читали Нагоски и знаете, как на самом деле выглядит клитор, скажем), но для тех, кто изучал строение тела по учебнику биологии в школе и личному опыту она очень нужна.
Нам много чего не рассказали о наших телах. И теперь мы можем затребовать это знание сами.
Отрывок:
Удивительно, что в современном мире секс может означать огромное унижение для женщины, не имея никаких последствий для мужчин. Это глупо, ведь идея о роли девственной плевы и кровотечения, сопровождающего ее разрыв, основывается исключительно на предрассудках и домыслах.
Расизм
«Американха», Чимаманда Нгози Адичи
«Американху» я несколько раз читала в оригинале, а в этом году наконец вышел перевод — да ещё и от Шаши Мартыновой, я прочла электронную версию, а потом и купила себе в бумаге.
Это ближайший ко мне роман Чимаманды — про блоги и вообще публичные высказывания частной персоны, про межкультурную коммуникацию и тоску как по дому, как и по путешествиям, про поиски отношений и жизнь в вроде-бы-хороших-но-гнетущих-отношениях.
С культурной стороны эта книга рассказала мне о том, как африканцы, не чувствовавшие себя «достаточно» или «недостаточно» черными, сталкиваются с американской расовой сегрегацией — их идентичность начинает трескаться. Важно ли, из какой они страны? Важно ли, какого именно оттенка кожи? Об этом (и вообще о расизме) ведет блог главная героиня, и мне ужасно нравится следить за её жизнью и текстами.
Спасибо Шаши — в переводе чудесный слог Чимаманды сохранился. Некоторые моменты так хороши, что я отыскивала их в оригинале и сличала, восхищаясь.
А вообще Чимаманда много говорила о феминизме — я переводила и выступление «Зачем нужен феминизм в 21 веке», и письмо для подруги Чимаманда Ижеавеле «Как вырастить дочь феминисткой» (ЭКСМО перевели их отдельными книгами).
Отрывок:
И наконец, не говори тоном «будемте справедливы»: «Но черные тоже расисты». Потому что, ну конечно, у всех у нас есть предубеждения (я не выношу некоторых своих кровных родственников – жадную, самовлюбленную публику), но расизм – это власть отдельной группы, и в Америке эта группа – белые.
Как так?
Ну, с белыми не обращаются как с фуфлом в верхних классах афроамериканского общества, и белым не отказывают в банковских займах и ипотеках именно потому, что они белые, а черные судьи не раздают белым преступникам худшие приговоры, чем черным, за одинаковые преступления, черные полицейские не останавливают белых за нахождение за рулем белыми, черные компании не отказывают в найме людям, у которых имя похоже на белое, черные учителя не говорят белым детям, что им не хватает ума, чтобы стать врачом, черные политики не выдумывают уловок, чтобы уменьшить избирательную силу белых посредством махинаций, рекламные агентства не говорят, что не могут использовать белых моделей для рекламы гламурных товаров, потому что те не считаются «вдохновляющими» для «мейнстрима».
После такого списка «не» что же все-таки говорить? Не знаю. Попробуй, может, послушать. Услышать, что говорят. И помни: это не про тебя. Черные американцы рассказывают это тебе, не обвиняя. Они просто рассказывают как есть. Если непонятно – переспроси. Если неловко задавать вопросы – скажи, что тебе неловко задавать вопросы, и задавай их все равно. Когда вопрос из чистого истока, это легко учуять. Слушай дальше. Людям иногда хочется, чтобы их просто услышали. Так выпьем же за возможности дружбы, связи и понимания.
«Why I’m No Longer Talking to White People About Race», Reni Eddo-Lodge
В 2014 году Рени Эддо-Лодж, чёрная британка, опубликовала в блоге пост под названием «Почему я больше не говорю с белыми о расизме».
Примерно как в случае с Наннет и Ханной Гэдсби, пост собрал столько внимания и реакций, что Рени пришлось пересмотреть это решение.
Оказалось, что она так доступно говорит о расизме в Британии (кроме всего прочего, она настолько образована и подкована исторически, что ее с легкостью слушают и понимают образованные белые), что теперь, как он жалуется в начале книги, всё, что она делает — это говорит о расизме с белыми.
Рени написала о том, о чем она говорила с белыми, разговаривая с ними о расизме после того поста в блоге. Здесь и история расизма в полицейских отчетах, и факты о рабстве, и нынешние дни: мысли о том, как белые не хотят признавать свою white privilege, быстро переключаясь со структурного расизма на «давайте говорить скорее о мультикультурализме и о том, что такое быть чёрным».
Отрывок:
If you are disgusted by what you see, and if you feel the fire coursing through your veins, then it’s up to you. You don’t have to be the leader of a global movement or a household name. It can be as small scale as chipping away at the warped power relations in your workplace. It can be passing on knowledge and skills to those who wouldn’t access them otherwise. It can be creative. It can be informal. It can be your job. It doesn’t matter what it is, as long as you’re doing something.
«Вся ваша ненависть», Энджи Томас
Пронзительная история от первого лица — фикшн, но основанный на таком количестве реальных событий, что холодок продирает по спине. О том, что такое жить в районе, который ты не хочешь называть «гетто», но там регулярно стреляют, причем убивают и местные местных, и копы местных. О том, что такое учиться в школе, где черных учеников всего двое, поэтому все подразумевают, что вам следует встречаться друг с другом: а как иначе-то. О том, что такое дружить с белыми, которые предпочитают не видеть дискриминации, не выбирают слова, когда говорят с тобой, предпочитают считать, что ты «обижаешься», а не они пользуются привилегией не задумываться. Очень ценная книжка — как круто, что её перевели.
Отрывок:
Мы едем по улицам, и из сабвуферов гремит Тупак. Он поет о том, что не надо вешать нос, и папа, глядя на меня, читает рэп вместе с ним, словно говорит мне то же самое.
— I know you’re fed up, baby. — Он трогает меня за подбородок. — But keep your head up.
Потом он поет припев о том, что все будет хорошо, и я не знаю, плакать мне от того, насколько близка мне сейчас эта песня, или смеяться над тем, как ужасно поет папа.
— Пак был очень умным чуваком, — замечает он. — Очень. Больше таких рэперов не делают.
— Ты только свой возраст выдаешь, пап.
— Да все равно. Это правда. Сегодня рэперов волнуют только бабки, телки и шмотки.
— Выдаешь свой возраст, — повторяю я шепотом.
— Пак, конечно, тоже об этом читал, но для него было важно поддерживать общину чернокожих. Например, он взял слово nigga и дал ему абсолютно новое значение: Never Ignorant Getting Goals Accomplished. А про Thug Life говорил…
— The Hate U Give Little Infants F…s Everybody — вся ваша ненависть, которой вы пичкаете детей, в конце концов нас всех отыме… — У меня срабатывает самоцензура, и я замолкаю. Я же с папой говорю.
Производство и потребление
«Корпорация ПОПС», Скарлетт Томас
Это художественная книга, в которой очень изящно читателей знакомят с перепроизводством, активизмом и подрывной деятельностью. Я писала про книги Скарлетт отдельно — а тут важен явный бунтарский тон «Корпорации».
Мне кажется, с этой книги начался мой интерес к антиглобалистским движениям, минимализму, разумному потреблению, уменьшению доли мяса в рационе. Книга потрясающе, на мой взгляд, закруглена в себя саму: героиня приходит к выводу, что об этом всём ужасе массового производства на нашей планете надо рассказывать людям, а чтобы им было интересно — упаковывать рассказ в роман. Чем, собственно, книга и является.
Отрывок:
— Ты же слышала про «критическую массу»? Или «критическую точку»?
— Да, — говорит она.
— Когда что-то достигает своей критической точки, оно превращается во что-то иное, ну, или, знаешь, взрывается. Марк говорит о том, что то же самое происходит с нашими связями друг с другом.
Скажем, ты переезжаешь в другой город, где никого не знаешь. О’кей? Пару недель маешься одна, а потом, допустим, начинается учеба в колледже.
В первый день ты разговариваешь с каким-то человеком, но у него не так уж много связей. Теперь ты знаешь одного человека, и связана с не очень многими.
Постепенно ты заводишь еще друзей, пока, скажем, не встречаешься с по-настоящему популярной личностью, которая, кажется, знает вообще всех.
Поскольку она знает всех, она приглашает тебя на вечеринку. Ты встречаешься еще с толпой народа. Потом начинаешь гулять с парнем, с которым познакомилась на вечеринке. Его отец, скажем, мэр города.
Ты вдруг оказываешься связана с двумя важными узлами сети и понимаешь, что всего на пару шагов отдалена от любого жителя города. В тот момент, когда ты превращаешься из никому не известной приезжей в один из центров общения, и происходит фазовый переход.
— О’кей, — говорит Эстер. — Теперь дошло.
«No logo. Люди против брендов», Наоми Кляйн
No logo много критиковали. Дескать, Наоми пишет о притеснении, а сама заселяется в шикарный лофт в джентрифицированном районе. И несмотря на это всё, если после «Корпорации» вам стало интересно копнуть глубже — это то, что надо.
Отрывок:
IBM утверждает, что ее технология охватывает весь мир, и она таки охватывает, но как часто ее присутствие в странах “третьего мира” принимает форму использования дешевой рабочей силы для производства чипов и блоков питания, на которых работают наши с вами компьютеры.
На окраине Манилы, например, я встретила семнадцатилетнюю девушку, которая собирает CD-дисководы для IBM. Я сказала ей, как это впечатляет, когда кто-то в столь юном возрасте умеет работать с такими высокими технологиями.
– Мы делаем компьютеры, – сказала она, – но не умеем на них работать.
Лгбткиа+
«Зачем быть счастливой, если можно быть нормальной?», Дженет Уинтерсон
Перечитала книжку, которую официально не переводили на русский, но в интернете выложен любительский хороший перевод.
Впервые я ее читала по-испански — надо признать, по-русски пошло гораздо быстрее и увлекательнее. Большие куски я цитировала в телеграм-канале. Это не только о каминг-ауте, писательстве и отношениях с семьей, но и вообще о жизни. Как я люблю.
Отрывок:
В том, что тебя запирают в угольном погребе, есть единственная хорошая вещь – это побуждает тебя к серьезным размышлениям.
Прочтите эту фразу, когда она вырвана из контекста, и вы поразитесь ее абсурдности. Но пока я пытаюсь понять, как устроена жизнь и почему некоторые люди лучше других справляются с невзгодами, я возвращаюсь к тому, что это имеет отношение к принятию жизни, что, собственно, и является любовью к жизни, какой бы она ни была неадекватной, и о любви к самому себе, обретенной несмотря ни на что. Не в эгоистичном смысле, который как раз противопоставляет себя жизни и любви, но подобно тому, как лосось намеренно плывет против течения, каким бы сильным и порывистым ни был поток – плывет просто потому, что это его поток…
Что возвращает меня к вопросу о счастье и заставляет подробнее рассмотреть само слово «счастье», «happiness».
Сейчас его основное значение – получение удовольствия и удовлетворения; кайф, что-то хорошее и интересное, животное ленивое ощущение того, что все хорошо и правильно, спокойно и путем…
Но более древнее значение происходит от корня «hap» – в средневековом английском он писался «happ», в староанглийском – «gehapp» – шанс или удача, хорошая или плохая, любая, выпавшая вам. «Hap» – это ваш жизненный удел, часть, которая дана вам для того, чтобы поставить ее на кон.И от того, как вы распорядитесь этой частью, будет зависеть, сможете вы быть «счастливым» или нет.
То, что американцы в своей конституции называют «правом на стремление к счастью» (пожалуйста, отметьте – не правом на счастье) – это право плыть против течения, подобно мудрому лососю.
«Мы в порядке», Нина Лакур
Размеренная книга о юношеских чувствах, где девчонка размышляет об отношениях с подругой. Очень трогательно и устойчиво написано. У авторки, кстати, есть жена! А в Popcorn books вышло ещё несколько романов от разных авторов про подростковые чувства.
«Я, ты, он, она и другие извращенцы», Джесси Беринг
Классная книжка для тех, кто считает: некоторые сексуальные практики аморальны. Джесси высвечивает связь морали с временным состоянием общества и говорит: да бросьте, никто из нас не «нормален». Книжка помогает разобраться с предубеждениями.
Отрывок:
В 2011 году психолог Курт Грей пытался разобраться, что именно мы видим, глядя на людей без одежды. В ходе эксперимента, организованного Греем и его коллегами, 527 участников обоих полов (средний возраст – тридцать один год) рассматривали фотографии привлекательных моделей (также обоих полов).
Участники должны были оценить способности каждой модели: “Насколько этот человек – по сравнению с обычным человеком – способен испытывать радость? Способен к планированию? К самоконтролю? Способен испытывать боль?” и так далее.
Модели были либо полностью обнажены, либо полностью одеты – в этом заключалось единственное различие. Поза, освещение, выражение лица были абсолютно одинаковыми.
Хотя обнаженные модели оказались менее способны к “разумной мыслительной деятельности”, они в большей степени, судя по оценкам, продемонстрировали способность испытывать физиологические и эмоциональные состояния (боль, голод, удовольствие, страх, страсть, ярость, радость).
«Стоун буч блюз», Лесли Файнберг
Отрывок:
— Ты как? — спросила она.
Мне хотелось сказать ей, что, кажется, никак. Ужасно трудно быть другой, отличаться от большинства. Давление общества никуда не девается. Внутри меня бродят вопросы. Снаружи я пахну усталостью. Вот что можно было сказать. Но слов не находилось.
- Почитать цитаты можно в блоге.
«Трансгендерность и трансфеминизм», Яна Кирей-Ситникова
Подробная, спокойная книга, электронная версия которой принципиально распространяется бесплатно, а на печатную собирали деньги краудфандингом.
Полезна тем, кто не рубит в трансгендерной повестке — и при этом считает себя союзниками. Как вы можете помочь? — спрашивает Яна. — Самообразованием! Изучайте широкодоступные материалы. Отстаивайте бережное отношение к другим. Но не выступайте от их лица. Не отнимайте голос у маргинализованной социальной группы.
Отрывок:
Выделение «половых» органов у живых организмов в целом основано на их функциональности в контексте «полового» размножения.
Организмы с органами, имеющими ту или иную функциональность в процессе размножения, называют организмами разного пола («женского» и «мужского»). Биологические признаки, характерные для организмов с определёнными «половыми» органами, называют «половыми» признаками (вторичными), даже если они не имеют прямого отношения к размножению. Наконец, у многих животных, включая людей, к наличию органов, выполняющих ту или иную функцию при размножении, привязываются социальный статус и роль.
К этой очевидной для обывателей конструкции есть следующие вопросы. Почему на основе функции, выполняемой определёнными органами в процессе размножения, производится разделение признаков, никакого отношения к размножению не имеющих? Почему возможность выполнять за счёт наличия определённых органов функцию при размножении превращается в наименование людей, способных эту функцию выполнять? Для аналогии, профессиональные функции людей часто превращаются в наименование самих этих людей: например, некто, занимающаяся продажей чего-либо, называется продавщицей, хотя её работа — это не единственное, чем она занимается в жизни. Так же и функция вынашивания ребёнка в циснормативном обществе превращается в «женщину».
Наконец, можно ли относить людей, по физиологическим причинам или по собственному желанию не участвующим в размножении, к какому-то «полу»?
«The Invisible Orientation», Julie Sondra Decker
Джули рассказывает об асексуалах — на личном опыте и включая истории участников асексуальных форумов.
Очень размеренно и спокойно, доверчиво и открыто она впускает читателей в мир, который трудно представить многим: мир, в котором нет понимания, кто «выглядит сексуально», а кто нет.
Отрывок:
Asexual people are often told they will one day find «the one» and develop sexual feelings and the values society attaches to them. Many asexual folks have to hear this over and over and over again, which thrusts a perpetual image of immaturity upon them. Asexuality is not a signal that a person is necessarily stunted emotionally or physically, and feeling sexual attraction or inclination is not the line everyone must cross to be treated like an adult. Maturity should not be measured by willingness or inclination to seek out or accept sexual experiences.
- Почитать отрывки на русском в моем пересказе можно в блоге.
Для юных
«Настоящая девчонка. Книга о тебе», Лена Климова
Жалею, что у меня не было такой книжки в 14. Круто, что у нынешних 14-летних она есть. Электронная версия распространяется бесплатно.
Отрывок:
2. Стандарты красоты противоречат друг другу
— Улыбайся чаще, твоя красота в улыбке и милом, приветливом виде.
— Улыбайся реже, а то появятся морщины — станешь некрасивая.Где логика? Её нет.
— Ты что, не накрасилась? Выглядишь слишком уныло. Неухоженная лентяйка. Да тебе плевать на правила приличия. Какие маленькие губы и глаза! Фу. Моль бледная.
— Ты что, накрасилась? Выглядишь слишком откровенно. Глупая ветреная девчонка. Только о косметике и мальчиках и думаешь. Какие вызывающие губы и глаза! Фу. Легкомысленная, размалёванная кукла.Где логика? Её нет. Что бы ты ни делала — ты неправа.
3. Красота заключена в чужом взгляде и мнении — не в моём
— Говорят, красота — в глазах смотрящего. Хорошо. Отвечайте, смотрящие: я красива или нет?
— Нет! Слишком тощая.
— Нет. Чересчур толстая.
— А по-моему, ничего себе.
— Вообще страхолюдина.
— Да просто супер.
— Хватит. Мне надоело. Не буду вас слушать. Я и так знаю, что я хороша.
— С чего ты взяла? Слушай меня! Иди попу накачай!
— Нет, меня! Иди худей!
— Толстей!
— Отрасти волосы!
— Нет, подстриги их!Что за бессмыслица? Почему я должна прислушиваться к тому, что другие думают о моей внешности? Почему я сама не могу посмотреть на себя и сказать: я красива? Разве чужое мнение о моих ногах или губах отнимает красоту? А если отнимает, что тогда такое красота?
«Женщины и мужчины», рисовала Люси Гутьерес
Эта очень короткая книжка с очень коротким текстом на ярких страницах подходит для задумчивого листания. Она не собирает результаты исследований, как это делает Корделия Файн, чтобы доказать, что мужчины и женщины не так уж сильно отличаются друг от друга. Она решает вопрос визуально.
Что самое смешное — книга впервые вышла в семидесятых годах прошлого века в Испании. Но блин до сих пор она нужна.
- Несколько разворотов можно увидеть в статье на «Таких делах».
«Джейн, лиса и я», Фанни Бритт
Ужасно красивый графический роман о буллинге в школе и книгах, который я мечтала бы прочитать сама между детством и подростничеством. Прочитала теперь, поставила на полку и никому не отдам. Очень он душевный.
«Сказки на ночь для юных бунтарок», Элена Фавилли, Франческа Кавальо
Франческа Кавалло и Елена Фавилли делали эту книгу краудфандингом. И вместо 40 тысяч долларов они собрали миллион. Проблема с переводом в том, что одна из ста историй опущена: вместо истории про трансдевочку сотую страницу оставили пустой и предложили дописать свою. Но остальные 99 тоже лучше, чем ничего.
После очевидного успеха этой книги стали, как грибы, появляться похожие, содержащие иллюстрированные истории о ярких женщинах и девочках.
- Несколько разворотов можно увидеть в статье на «Вандерзине».
Добавить комментарий