Как советует Аня Черных, итоги за год вполне можно подводить не тридцать первого под мандарины, а заранее и без спешки. Есть вероятность, что я за оставшиеся две недели прочитаю что-нибудь гениальное — ну что же, в таком случае я допишу про эту книжку в пост.
Пост за год я собираю таким образом: прохожусь по всему прочитанному за год (это примерно книг двести, я записываю их на ливлибе, потому что память у меня плохая) и беру оттуда только то, чему поставила пять из пяти. Разбиваю список этих победителей на разделы и приписываю комментарии от декабрьской себя — получаются воспоминания о том, что крутого я вычитала за год.
Нужно сказать, что пять из пяти я ставлю довольно редко, обычно ограничиваюсь четверкой. А многие книги читаю, чтобы с ними познакомиться, не испытывая восторга — они получают тройки. Пять — это значит, что книга меня серьезно задела. Общий пост в конце года позволяет вспомнить, про что получился книжный год.
Этот пост — то, что останется от книжного года, кроме выписываемых в телеграм-канал «Вычитала» в течение года цитат. На этот раз я ещё и собрала партнерские ссылки на эти книги в интернет-магазинах — вдруг вам захочется что-то сразу себе добавить в корзину.
Фикшн, художественная литература
«Мой класс», Фрида Вигдорова
О Фриде Вигдоровой я узнала в школе журналистики «Медузы» на лекции про репортерский труд. Признаться, я раньше не слышала душераздирающей истории о том, как Фрида записывала на клочке бумаги суд над Бродским (про сам суд я, разумеется, знала, но без деталей), как ей запрещали и как она восстанавливала ткань происходящего, да так ярко, что получился образец репортерского дела. Но Фрида Абрамовна — ещё и фикшн-автор, и «Мой класс» я прочитала с трудно скрываемым восторгом. Есть там, разумеется, привычные советские агит-нотки, но есть и пробивающая до слез история об учебе, эмпатии и любви к профессии.
«Пятая Салли», Дэниел Киз
После «Билли Миллигана» (есть два официальных перевода названия этой книги: про таинственную историю и про множественные умы), который показался мне крайне современным (хотя на самом-то деле был написан в 82 году, через два года после «пятой Салли») история множественности внутренних персонажей меня не отпускала. У меня даже появилась теория этой множественности как метафоры сознания сравнительно здоровых людей. Так что я посмотрела несколько фильмов, снятых на эту тему, и прочла ранний роман Киза, в котором личность расщеплена не на двадцать четыре, а всего лишь на пять человек. Книга короче «Миллигана» (и написана, кажется, не по реальной истории), её проще пережить, но тем не менее она, конечно, мрачная и печальная.
«Прикосновение», Дэниел Киз
Когда я бродила по книжному, то мне сначала показалось, что у Киза вышло что-то новое (как? его не стало в 2014-м). Потом выяснилось, что переиздали короткую книжку конца шестидесятых — и достаточно современную. Это короткий роман о том, что происходит с зараженной радиацией парой — что происходит с их жизнью, социальными контактами, отношениями. Книга короткая, поэтому экскурс неглубокий, но меня захватило, потому что она достаточно бессрочная. Истории, в которых кто-то из пары случайно заболел, а потом заразил партнера, связаны не только с вымышленной радиационной историей. А уж эмоции-то тут точно универсальные.
«Пойди поставь сторожа», Харпер Ли
После того, как вышел второй роман Харпер Ли, я долгое время мялась. «Пересмешник» прекрасный, и я боялась, что «сторож» окажется хуже. Но то ли я давно читала «пересмешника», то ли «сторож» во многом не хуже — и меня зацепило.
«Шедевр», Элис Броуч
Коротенькая и детская книга про маленького жука (возможно, даже таракана). Ему по всем принципам сторителлинга выпадает меняющее его крошечный мир испытание, с которым он с честью справляется с помощью нового друга — мальчика. Или, наоборот, мальчик справляется с помощью жука. Но история трогательная, короткая и крайне милая.
«Марвин торопливо сполз по ножке стола, добежал до противоположной стены и забрался на подоконник. Какой вид на парк, просто голова кружится! Сквозные серые деревья, асфальтовые дорожки, люди в темных зимних пальто спешат по своим утренним делам. Сверху они кажутся ничтожными точками. Вот так же люди видят жуков, подумал Марвин».
«Моя рыба будет жить», Рут Озеки
Эту книжку мне советовали практически мычанием, и теперь я понимаю, почему. Она очень странная. Но крутая — и мне было грустно, что она закончилась. Теперь я тоже немного помычу, а вы постарайтесь понять это как рекомендацию, потому что сформулировать невозможно.
Автор — не японка. Автор — американка японского происхождения, специалист по классической японской литературе, и вот из этого межкультурного коктейля рождается что-то невероятное.
«Маленькая жизнь», Ханья Янагихара
Эту жизнь я прочитала в январе, ужасно давно — после того, как все вокруг уже о ней поговорили. Признаюсь, что я побаивалась всеобщего хайпа. И совершенно не ожидала, что роман настолько размажет меня по асфальту. Мне даже страшновато было смотреть на себя в зеркало — я выглядела так, как будто со мной случилось что-то непоправимое и отвратительное, прямо как с большинством героев книги. Потом уже я прочитала в рецензиях (которые я принципиально не читаю заранее, чтобы не влиять на собственное впечатление), что автор задалась целью описать то, как живут мужчины, у которых нет доступа к эмоциям, которым трудно объяснить, что они переживают (предполагается, что женщинам проще, поэтому книга о мужчинах и эмоциях более жестокая). Но я бы скорее сказала, что это история про людей, которым не повезло. Я бы не хотела развидеть эту книгу, она хороша, но переживать её заново было бы для меня очень трудно.
Скарлетт Томас отдельно
- «Корпорация «Попс»»
- «Наваждение Люмаса»
- «Орхидея съела их всех»
- «Our tragic universe»
Три года назад, в путешествии, я прочитала и полюбила «Нашу трагическую вселенную» в переводе. Но тут, в оригинале, она взяла меня за жабры по-настоящему. В тон всей экзистенциальности прошедшего года она вошла как нельзя лучше — и не отвечать на поставленные книгой вопросы нельзя, и ответить на них невозможно. Вселенная действительно трагическая, и развидеть это уже не выходит.
А вообще Скарлетт для меня началась где-то в 2009 году. Я прочитала «Молодые, способные» с экрана карманного компьютера (были одно время такие, со стилусами) и написала рецензию — хорошая книга, похожа на «Пляж» Гарленда, перечитывать необязательно. В 2014-м я наткнулась на книги Скарлетт, смутно помня что-то о том, что первая книга мне понравилась, и проштудировала всё, до чего дотянулась. В 2017-м перечитала всё, что читала до этого — кое-что в оригинале. Потом даже пост отдельный про британскую литературу забацала (оттуда есть ссылки на книги Скарлетт в интернет-магазинах).
Нон-фикшн. Нехудожественная литература
«Уроки Джейн Остин: как шесть романов научили меня дружить, любить и быть счастливым», Уильям Дерезевиц
В моей ленте очень много говорили и об этой книге. Выглядит она как исповедь от мужчины, распробовавшего «типично женскую» прозу. Уильям мешает факты из жизни Джейн со своими личными историями, делится тем, как рассмотрел и полюбил её книги, сравнивает их и взвешивает на ладони. Я читала не всю Остин (а когда читала несколько книг подряд — скучала от того, что модель одна: нужно выйти замуж, никто не берет, потенциальные кандидаты один другого страннее и так далее) и после книги Дерезевица почувствовала, что вот теперь-то я знаю о ней всё. Правда, меня немного покоробило его обсуждение её личной жизни (точнее, отсутствия таковой).
«Тайная жизнь деревьев. Что они чувствуют, как они общаются – открытие сокровенного мира», Петер Вольлебен
Чудеснейшая книга про деревья и вообще природную жизнь. Я читала её весной и наблюдала за деревьями по описанию Петера. Это же потрясающе, какие существа у нас под самым боком. Они тоже состоят на 90% из воды, как и люди. Они растут и даже перемещаются. Они заключают пакты с грибами и другими соседями, защищаются от бактерий и птиц — вовсе они не деревяшки! Особенно меня тронула часть про живые кладбища — в Германии можно платить за участок с деревом, под которым расположат прах человека, и посещение этого участка подает мысли о преемственности жизни, а не о её конце.
«Смотреть и видеть. Путеводитель по искусству восприятия», Александра Горовиц
Есть у Марины Москвиной книга «Учись видеть» (учись слушать — о радио, а я сейчас про видеть). «Смотреть и видеть» — это, как мне кажется, парная книга к той. Вторая половинка. Александра сначала проходит по кварталу сама, стараясь быть внимательной к происходящему, а потом проходит ещё и ещё раз с другими людьми, наблюдая за тем, что видят они: маленький ребёнок, геолог, звукорежиссёр, слепой и ещё несколько по-разному «профессионально деформированных» спутников, каждый из который показывает автору новый город — к ее изумлению. И моему тоже. Книга очень прозрачно намекает на то, что мы видим только то, что ожидаем увидеть — и другие люди расширяют этот опыт. Мне это знакомо по прогулкам «Города в квадрате» — каждый участник обращает внимание на что-то привычное ему, и мы обогащаем друг друга. В книге это показано объемно и увлекательно.
«Прощание с иллюзиями», Владимир Познер
До этой книги я заглядывала в нон-фикшн Познера только когда он повторял путешествие по «одноэтажной Америке» вслед за Ильфом и Петровым — немножко смотрела видео и прочла книгу. Тогда меня всё это не очень впечатлило. А тут история просто сшибла меня с ног. Очень серьезное, спокойное, уравновешенное. Острое и тяжелое. Жизненное. Какая-то концентрированная жизненная мудрость — не как жить, а как к себе и жизни относиться. Много личного, но нет ощущения подглядывания при этом, всё предельно вежливо. Это глубокая, культурно, общественно и психологически — история жизни, в которой раскрываются характеры, режимы, страны и люди. Интересно, что написана она была (по-английски) больше двадцати лет назад, а переведена на русский только теперь — а ещё В.В. добавил свежие пометки к старому тексту, отчего материал приобрел ещё один уровень глубины.
«Повседневная жизнь в Северной Корее», Барбара Демик
Эту книжку критикуют за то, что это не нон-фикшн. По сути, она написана с чужих слов — это сборник историй людей, которым удалось сбежать из Северной Кореи. Барбара поговорила с ними и записала то, что услышала — это депрессивные истории о жизни в аду, если коротко. И я действительно не знаю, приврали ли герои, приврал ли автор, оформляя материал — но оторваться было невозможно. Впечатление книга производит колоссальное. Даже если делить на 16.
«На момент написания этой книги, то есть в 2010 году, КНДР остается единственным местом на земле, где практически все основные продукты питания производятся коллективными хозяйствами. Государство реквизирует весь урожай, а затем часть его возвращает крестьянам». «За неполных полвека между окончанием Корейской войны и октябрем 1998-го всего лишь 923 гражданам КНДР удалось эмигрировать в Южную Корею. Это невероятно мало, если учесть, что через Берлинскую стену из Восточной Германии в Западную каждый год перебиралось в среднем около 21 000 человек».
«Как хочет женщина. Мастер-класс по науке секса», Эмили Нагоски
Это, пожалуй, первая книга о сексе, которую можно назвать и увлекательной, и правдивой. Обычно либо увлекательное, либо правдивое — а тут всё вместе. Книга бесценна тем, что не ограничивается физикой, а описывает эмоциональную и психологическую стороны женского возбуждения и женского удовольствия. Много кому советовала (словами «это как «интуитивное питание», но про секс»), много кому она понравилась. Так что если не читали — обратите внимание, она крутая.
«Миф о красоте. Стереотипы против женщин», Наоми Вульф
Очень круто, когда идеологически близкая мне книга ещё и написана бойко, ярко, на фактах, хорошим языком (и прилично переведена). Вслед за «No Logo» это ещё одна декомпозирующая ожидания книга — но не про покупки и производство, а про отношение к женщинам в обществе. Очень много я себе из нее выписала — и она поддержала меня больше опираться на свое, а не на навязанное и «всегда так было, ничего не изменится». Всегда не было. Изменится. Хотя бы в моей жизни — но изменится.
«Ремесло», Леонид Бершидский
Рука не поднимается унести «Ремесло» в раздел «Творчество», поэтому оставлю его тут. Но по сути, конечно, это и о творчестве, и о писательстве, и о подходе к героям историй. Я бы рекомендовала читать эту книгу вместо «Автора, ножниц, бумаги» и других нашумевших, но мелко копающих материалов. «Ремесло» — о том, чтобы отдаваться делу всем телом вместе с душой. Такие труды с погружением оставляют после себя какую-то гордость, радость от возможности прикоснуться к чему-то большему. С большим уважением я читала — и с ним же вспоминаю.
«Стучитесь, открыто», Ана Мелия
Я сначала не хотела брать эту книгу в список, потому что мне это казалось не очень честным: все-таки я участвовала в её создании, была редактором. А потом подумала — какого черта? Пока я её редактировала, я её все-таки читала. Переосмысляла что-то. Понимала про себя и про мир. Поэтому добро пожаловать, книжка: ты тоже в моем списке. Автор говорит о том, как она заболела раком — и выяснилось, что вылечиться от него, расстаться насовсем невозможно. О том, как перестроилась её жизнь, как поменялось отношение к тому, что с ней происходит и что она хочет с этим делать. Потом уже я прочитала «Благодать и стойкость» Кена Уилбера на похожую тему, но книга Аны была раньше и вошла в меня глубже.
Творчество
«Большое волшебство», Элизабет Гилберт
Мне понравилась Big Magic в оригинале пару лет назад (я переводила отрывки), и я с душевным трепетом ждала перевода. Как известно по переводам Брене Браун, испортить хорошую книгу — раз плюнуть. Но в этом случае (как и с Марком Мэнсоном) перевод получился на твердую четверку. Мы поспорили в личке с любителями Лиз насчет выбора переводчиком выражения «бухать» при переводе слова booze, но в целом сошлись на том, что перевод достаточно хорош. И это большая радость, потому что люди, которым сложно читать в оригинале, теперь не обделены — книга-то приличная.
«Золотое правило моей семьи гласит: если ты способен прожить на свои средства и не сидеть ни у кого на шее, то имеешь право делать со своей жизнью все что угодно».
«Как стать гениальным художником, не имея ни капли таланта», Леонид Тишков
По названию выглядит так, как будто книга шуточная, но шуточное тут только название. Оно появилось так: Леонид Тишков, муж Марины Москвиной (чьи книги я очень люблю), отважный художник и очень искренний дяденька, пошутил, что миру очень не хватает книги с таким названием. Его поймали за руку. Пришлось писать. Сейчас МИФ переиздал книгу, получилось очень прилично, и я всячески её рекомендую. Как по-моему, так она очень подходит приунывшим творцам. Леонид, судя по всему — удивительный раздолбай по жизни, но к творчеству относится настолько серьезно, что иногда даже страшно, до какой степени он верит в художественную правду.
«Творческие права. Как открыть в себе художника и научиться видеть», Дэнни Грэгори
Дэнни Грегори довольно давно поймал меня видеороликом, где он рисовал тушью — я тогда училась рисовать, и мне было любопытно, как это делают другие. Я посмотрела и почитала то, что он делает, и поняла, что дядечка он классный, даже переводила кусочек его текста. А тут перевели его книжку. Правда, она достаточно быстро пролистывается, там нет теории, одна практика и мотивирующие советы. Но советы не высосанные из пальца, а трогательные и прожитые. Поэтому я к этой книжке, возможно, ещё буду обращаться в минуты уныния. Она яркая.
Психология
«Взрослые дети эмоционально незрелых родителей», Линдси К. Гибсон
На эту книгу деньги собирали краудфандингом — чтобы купить права, чтобы перевести и чтобы опубликовать. Её ещё даже не напечатали, а я уже прочла — из-за затянутого цикла печати всем сдавшим на нее деньги выдали электронную копию. Мне кажется, я примерно треть книги скопипастила себе для перечитывания и кучу цитат выложила в телеграм-канале. Книжка эта бьет в самое больное: в то, как мы ожидаем от тех, кто спокойно живет так, как им удобно, что они обязательно а) изменятся б) поймут нас в) вернут нам недополученное или заберут то, чего было слишком много. Параллельно с книжкой я хожу к терапевту, и благодаря книжке у меня было несколько очень насыщенных, продвигающих вперед сеансов. Я это ценю.
«Мужчины на моей кушетке», Брэнди Энглер
Обложка очень пошлая, название мне не понравилось. Но книжку советовали — и я рада, что послушала эти рекомендации. Концепция в ней такая: Брэнди хотела работать как психотерапевт с женщинами, изучать сниженное сексуальное влечение. Вот только клиенты у неё были исключительно мужчины — женщины, видимо, не особенно считают сниженное влечение проблемой, а вот мужчины к ней пошли десятками. Так что она в итоге стала изучать мужчин — какой материал нашла, с таким и работала. Правда, в процессе оказалось, что мужчины к ней шли гетеросексуальные, так что про женщин она тоже довольно много узнала, в том числе о себе — в том числе того, что ей не понравилось. И всё вот это было увлекательно читать, хотя мужско-женские меня и не волнуют (проблемы, о которых пишет Брэнди, достаточно универсальные, скорее человеческие, хотя материал и гетеронормативный).
«Почему я прыгаю. Внутренний мир 13-летнего мальчика с аутизмом», Наоки Хигасида
Очень короткая книга, лежавшая в моем списке для чтения сто лет. Мне казалось, что это будет то ли нудно, то ли жалобно, то ли долго — вот я и не бралась. А потом список закончился, и я её прочитала. Оказалось, что можно было не откладывать. Человеку с аутизмом трудно написать многословную книгу, поэтому она небольшая. Там крошечные главки в формате вопрос-ответ. Цель автора — попробовать объяснить, как он себя чувствует в тех или иных бытовых ситуациях. Руководство для тех, кто близко общается с ребенком с аутизмом. На мой взгляд, это совершенно героический мотив — и ужасно интересно заглянуть Наоки в голову. Он надиктовал текст с помощью бумажной алфавитной решетки. И смог рассказать, что чувствует внутри. Почему он прыгает?
«Токсичные родители», Сьюзан Форвард, Крейг Бак
В другом переводе — «Вредные родители». Ещё одна книга про то, каким именно образом в детстве закладываются проблемы. К сожалению, когда мы обсуждали эту книгу с прочитавшими, основная мысль у всех была «это же типичный подход к воспитанию, так у всех». Да и понятно, что воспитать хорошо невозможно, что ни делай, ребенок вырастет и пойдет к психотерапевту с жалобой на то, что с ним делали. Но это не значит, что стоит обесценивать травмы и замалчивать нанесенный вред. Эта книжка подробно рассказывает, как не стоило с нами поступать, и делает многое скрытое явным. А дальше уже сами-сами.
«Экзистенциальная психотерапия», Ирвин Ялом
Этот год точно можно назвать экзистенциальным. Я с многих сторон приближалась к основным экзистенциальным проблемам (одиночество, страх, смерть, отсутствие смысла и прочие) и рассматривала их как с безопасного расстояния, так и с достаточным погружением. И фикшн, и нон-фикшн в 2017-м у меня был по большей части экзистенциальный. Не могу сказать, что это прибавляло в моей жизни радости, но, кажется, я уже не могу развидеть важность этих вопросов. Даже более того: единственную важность. Думаю, что это только начало моего экзистенциального исследовательского пути, но он уже наполнен многими важными источниками. Эмми Ван Дорцен я читала раньше, а вот к книге Ялома мне нужно было оказаться готовой, такая она режущая по живому. И хорошая, разумеется. Но чтобы её прочитать, нужно было подготовить себя.
Джеймс Холлис отдельно
- «Перевал в середине пути. Как преодолеть кризис среднего возраста и найти новый смысл жизни»
- «Почему хорошие люди совершают плохие поступки. Понимание темных сторон нашей души»
- «Душевные омуты: Возвращение к жизни после тяжёлых потрясений»
Подготовкой себя к книжке Ялома про экзистенциальную терапию можно считать Холлиса. Раньше я ничего о нем не знала, а в этом году падала в его книжки — в одну за другой. Эти три зацепили сильнее всего. Сначала Аня Черных посоветовала мне книгу о перевале в середине пути (а я прочитала — и подумала, что сейчас этих перевалов бывает в жизни много, только от одного оправился, вот и новый), а потом я продолжила сама. У меня было несколько памятных сессий с терапевтом, когда я приходила с нездоровым блеском в глазах и начинала разговор со слов «почитала я тут Холлиса», что звучало примерно как «выпила я тут яду». Дело в том, что после книг Холлиса некоторые не самые приятные стороны человеческой психики развидеть уже не получается. Так что в каком-то смысле у меня год делился на «до Холлиса» и «после». После я трезвее, разочарованнее и искреннее.
В бумаге. То, что не удалось найти в электронном виде
«Философия одиночества», Л. Свендсен
Как известно, я в этом году изучаю вопрос самостоятельной жизни — не в паре. Анна Шадрина (я перечитала её книгу, про неё позже) называет живущих не в паре «одиночками», синглами. И вот я исследую такую жизнь по сложившимся обстоятельствам не только на практике, но и в теории. Книга Ларса меня увлекла — это степенный, медленный разговор о понятии одиночества, философский и дружеский.
«Солнце в декабре», Эмиль Брагинский
Эту старенькую книгу я нашла в гостинице. Выяснилось, что Эмиль, драматург и сценарист (он писал вместе с Рязановым сценарии для множества фильмов — от «Иронии судьбы» до «Стариков-разбойников») — ездил в Индию. И опубликовал тревелог ещё до того, как это слово появилось. Подобный восторг я чувствовала, когда узнала об «Одноэтажной Америке» — тут покороче, но тоже трогательно и смешно. Я рада, что наткнулась на эту книгу физически, иначе как я бы о ней узнала.
«Как говорить с детьми об искусстве», Франсуаза Барб-Галль
Дети меня, как известно, не интересуют — я купила эту книжку для себя, потому что в искусстве мало что понимаю. И она отличная: берут картину и раскладывают по полочкам, что на ней, почему такое, как работает с темой художник, что важно заметить. После такой книги ещё скучнее ходить по музеям (я их не люблю) — потому что чувствуешь, сколько за каждой картиной и скульптурой смыслов, которых не видно без такого подробного разбора. Так что лучше книжку почитать. Говорят, есть ещё такая же, но про современное искусство. А бумажная книга — потому что полиграфия, она тяжеленькая, хоть и небольшая. И цветная.
Сборник «Письма на заметку. Коллекция писем легендарных людей»
Меня долго удивляла цена этой книги, а потом я увидела её вживую. Во-первых, она огромная. Тяжелая, широкая, высокая. Как три книги сразу. Во-вторых, в ней куча сканов писем в оригинале. В таком формате они даже читаемы. А в-третьих, её очень интересно листать (это говорит человек, который не любит книги для листания, но тут же про пиииисьма!). Приводится достаточно редкое письмо (например, девочка предлагает Линкольну отрастить бороду, чтобы выглядеть посерьезнее, а он ей отвечает согласием), короткая история — и перевод. Очень крутой альманах для подарка любителю бумажных писем, скажем.
«Что мы празднуем 8 марта?», Сасса Бурегрен, Элин Линделл
Не знаю, почему эту книгу не сделали электронной. Там много картинок, да, но можно было бы расширить аудиторию, на мой взгляд. А материал-то огонь! Там очень доступно (как будто детям — но взрослым тоже понятно и увлекательно) описано, что такое феминизм, что изменилось восьмого марта и почему это не «день весны и красоты», а день равных возможностей, в том числе финансовых и карьерных. Отличный подарок тем, кто не любит слово на букву Ф — на восьмое марта.
Графические романы и комиксы
«Овраги. Девять дней в Санкт-Петербурге», Филипп Жирар
Я в этом году снова пошла на большой книжный уик-энд и ещё на какую-то книжную ярмарку, где потеряла совесть и накупила книг не только практичных, но вдобавок также и красивых. Дело в том, что места под книги в съемном жилье мало, поэтому я обычно себя сдерживала. А тут решила раздавать прочитанное, чтобы книги продолжали жить, а не пылились на полках у меня или в магазине — поэтому стало можно покупать что угодно, если я потом справлюсь с собой передать книгу дальше: тем, кому она может быть интересной. «Овраги» — идеальный пример книги, которую я бы никогда не купила в прошлой концепции. Она читается за полчаса и состоит из комиксов. Но при этом она трогательная и бодрая — о том, как художник приехал в Петербург впервые. Я её полюбила и передала дальше.
«The Worrier’s Guide to Life», Gemma Correll
Эта книга — результат ещё одного эксперимента. Год назад я купила себе Kindle Paperwhite и с тех пор читаю на нём как купленное на Амазоне, так и присланное вручную. И вот я внезапно покупаю книгу Джеммы Коррелл, британской иллюстраторки, в которой вообще нет ничего, кроме её рисунков, половину которых я уже видела. Кроме того, Киндл черно-белый. А самое потрясающее в том, что я получаю удовольствие и не жалею о содеянном. Это точно что-то новенькое.
«Сомной», Удобный Даня
Ещё одна бумажная покупка на ярмарке: экзистенциальный комикс о депрессии и жизни. Очень милый и трогательный.
«Вы просто завидуете моему реактивному ранцу», Том Голд
А вот эту книжку я не смогу никому отдать (пробовала, не вышло). Она прекрасна — хоть, как и книга Джеммы, состоит из комиксов. Тома Голда я давно люблю на фейсбуке (а вместе со мной — ещё тридцать тысяч человек), и когда прилично перевели его комиксы, я была ужасно рада. Они уютные и набиты тонким интеллектуальным юмором. Ну и книжка хороша — маленький формат, приятная бумага.
На английском. В оригинале (то, от чего нет перевода на русский)
«Braving the Wilderness», Brené Brown
Брене написала новую книгу, и сначала я очень сокрушалась, что книга эта короче прочих. Дочитав — сокрушаться перестала. Книга ёмкая, полная и лишенная всякой воды. Там есть личные истории Брене (с каждой книжкой они всё откровеннее и «некрасивее» с точки зрения инстаграма) и очень важные в наше время выводы о том, как поступать стоит, а как — нет. На меня большое впечатление произвела глава о дегуманизации. О том, что унизить группу людей можно только если получится доказать, что они меньше, чем люди — так делали нацисты в войну и так делают хулиганы в школе. Поэтому очень важно следить за собой и не допускать дегуманизации, всегда помнить, что другой человек — полноценный человек, пусть я не всегда с ним соглашаюсь или пусть он не всегда приятен.
«Winning the Story Wars: Why Those Who Tell — and Live — the Best Stories Will Rule the Future», Jonah Sachs
Это была одна из самых ярких нон-фикшн книг года. Я рада, что купила её — Джона стоит на самом пике сегодняшнего сторителлинга и доступно объясняет, как разворачиваются войны идей, войны историй. Почему идея завладевает умом, какой подход работает в нынешнем маркетинге и с какой стороны стоит смотреть на истории прямо сейчас. Я переводила отрывки.
«India Becoming. A portrait of life in modern India», Akash Kapur
«Sideways on a Scooter: Life and Love in India», Miranda Kennedy
Эти две книги мне понравились больше всего из достаточно длинного списка современной прозы об Индии. Особенно Миранда — она прожила в Дели несколько лет и ярко, трогательно и глубоко описала и культурные различия, и дела, в которых она не могла помочь тем, кто жил рядом, и моменты, в которых её не понимали.
«Russian tattoo», Elena Gorokhova
Эту книгу я нашла в магазине подержанных книг в Чианг Мае, когда ездила в отпуск. Она меня очень захватила — написанная на отличном английском, она рассказывает личную историю автора. Елена уехала из России в восьмидесятых с полным ощущением бегства — но, разумеется, когда она попала в Америку, оказалось, что никто её особо там не ждет, хотя она уезжала замуж за человека, которому она казалась небезразличной. Трогательные моменты межкультурной коммуникации и поиски собственной идентичности на фоне семейных вопросов — мне так всё это понравилось, что я с трудом отвлекалась от книги на сон.
Из перечитанного. То, что я читала не впервые, но тоже меня зацепило
«Портрет Дориана Грея», Оскар Уайльд
Перечитала «портрет» через много лет и снова восхитилась лаконичностью Оскара. Сюжет яркий, но ещё лучше вот этот процесс преображения из невинного мальчика в пресыщенного злобного дяденьку. Да, гротеск, но оторваться сложно. Конечно, шуточки устаревают, но внимание к деталям по-прежнему приятно.
«The Gifts of Imperfection: Let Go of Who You Think You’re Suppose to Be and Embrace Who You Are», Brené Brown
«I Thought It Was Just Me (But It Isn’t): Making the Journey from «What Will People Think?» to «I Am Enough»», Brené Brown
Перечитала книги Брене по очереди в этом году, вот эти две — мои любимые. Они первые, не такие четкие, как Rising Strong или Daring Greatly, но этим они мне ещё дороже. Отпускать мысль об идеальности и понимать, что это не только со мной — всегда для меня актуально.
«Терапия», Дэвид Лодж
Перечитала несколько романов моего любимого автора (в том числе нашла букинистическое издание «Думают»!), «терапия» по-прежнему в моих фаворитах. Я её читала и по-английски, и по-испански, но по-русски заходит лучше всего. Ностальгически вспоминаю, что из неё я узнала о камино де Сантьяго — да и о терапии тоже в том числе в ней прочитала. А потом это стало реальностью. Ну и про Лоджа я писала в посте про британскую литературу.
«Не замужем: Секс, любовь и семья за пределами брака», Анна Шадрина
Отличная книга с дурацкой обложкой и странным названием — так я обычно представляю хорошим людям книжку Анны Шадриной. Я бы в магазине её и в руки не взяла, но внутри-то прекрасность. Анна из Беларуси, живет и работает в Англии — и пишет про «одиночек», как я уже упоминала выше. Про «синглов», людей, которые выбирают жить самостоятельно. Затрагиваются в книге и ненуклеарные семьи (семьи, отличные от формата «два человека + дети по желанию». Из неё я впервые услышала, что есть люди, живущие семьями, не предполагающими эмоциональной связи — потому что так удобнее. В общем, книга расширила моё представление о норме, когда я её прочитала — и поддержала в стремлении жить сейчас самостоятельно, когда я её перечитала. Всячески рекомендую, понятная и увлекательная, с исследованиями и выводами.
«Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы», Ирвин Ялом
«Мамочка и смысл жизни. Психотерапевтические истории», Ирвин Ялом
Перечитывала Ялома. По-новому посмотрела на его способность раскрываться перед читателем, снимать экспертный взгляд «я тут терапевт, я всегда прав и владею ситуацией». Особенно учитывая, как давно были опубликованы эти книги — это было воистину революционно. После я прочитала вышедшие в этом году мемуары Ялома и ещё глубже заглянула в его смелость и уязвимость. Он крутой.
«Там, где страшно», Пема Чодрон
Перечитала Пему. Это тоже отголосок моих экзистенциальных изысканий 2017 года. Пема говорит о том, чтобы не сбегать из страха, не искать бесстрашного себя — а искать в себе поддержку в любом состоянии. Пема — монахиня, и её подход своеобразный, но её опыт и отношение к миру очень трогает и побуждает быть хоть чуточку на неё в этом похожей.
«Лжец», Мартин А. Хансен
Есть у меня такая традиция: каждую весну, когда лед начинает истончаться, я перечитываю «Лжеца». Мне кажется, он даже пахнет по-весеннему. Это моя сезонная книга, она очень тонкая, религиозно свежая, пространно унылая, полная голой земли и потерянных надежд. От неё всегда остается готовность к движению в сторону лета — к медленному движению.
Мне так приятно, что я оказалась причастна к этому эпичному посту ? Так как читаю я в сто раз меньше тебя, то больше порекомендовать мне нечего ?
Ну ещё одну книжку точно я от тебя скоро прочитаю, которая тебе понравилась!
Плюс, как минимум Холлис в моем посте — твоя идея.
Спасибо за список, отметила многие книги, которые шагнут со мной в 2018. Особенно про эмоционально нестабильных людей почитать интересно. Скринила твои выдержки из этой книги в телеграм — каждое слово отзывается эхом в душе.
Мне запомнились: «Половина желтого солнца», думаю, что ты с ней знакома, «Тай-пэн» исторический роман об основании Гонконга и «Чрез лихолетие эпохи… письма 1922-1936 годов» — писали о творчестве и таланте Марина Цветаева и Пастернак.
Точно, ты напомнила мне про то, что «Американха» в декабре выйдет, новый перевод книги Чимаманды 🙂
Лена, спасибо большое за список. Очень многое не читала и хочется сразу взять и добавить в To-Read на 2018. Я пока прошлась только по своим художественным книга за 2017. Из того, что впечатлило Океан в конце дороги Геймана — оказался на удивление очень психологичным. И Элена Ферранте одновременно понравилась и жутко раздражала, вскрывая многие пласты внутри.
Про Рут Озеки, только хотела другую ее книгу посоветовать, но похоже это одна и та же книга, судя по описанию сюжета на Озоне. Оригинальное название совсем другое — The Tale of the Time Being. Из тех книг, которые глубоко цепляют, но не могу сказать, что сильно понравились.
Спасибо за список! Взяла себе много книг на заметку для ближайшего чтения)
Ура 🙂
Открыла в этом году для себя прозу поэта Серебряного века Георгия Иванова. «Петербургские зимы», «Распад атома», «Третий Рим», рассказы.
Увлёк в свой мир Василий Голованов — «Остров, или оправдание бессмысленных путешествий»
Леночка, большое спасибо за список и за труд! Что-то себе поставила в план на почитать. Думаю, буду обращаться к этому посту не раз. Я доверяю твоему мнению, хотя по опыту далеко не все, что нравится тебе, нравится и мне. Но это нормально. 🙂
P.S. Пожалуйста, исправь название моей страны. Не Белоруссия, а Беларусь (откуда — из Беларуси).
Старое название ушло вместе с СССР, но по известным причинам российские СМИ упорно озвучивают старое название.
Ой! Сейчас исправлю, спасибо 🙂
Да, это правда, рекомендовать книги, фильмы или сериалы трудно. Но все равно же хочется на что-то опираться, поэтому здорово, когда можно поглядеть, что другим понравилось!
Нон-фикшн:
Кэрол Дуэк «Гибкое сознание» — про установки, мешающие и помогающие жить.
Дэвид Бернс «Хорошее самочувствие. Новая терапия настроений»
Хэррис Расс «Ловушка счастья. Перестаем переживать – начинаем жить»
Норман Дойдж «Пластичность мозга»
Каждая из них немного перевернула что-то в голове. Названия дурацкие :), но книги реально стоящие.
Фикшн: «A Dog’s Purpose» W. Bruce Cameron — несложный английский, для начинающей меня было ок. У меня никогда не было собаки, а теперь еще больше хочется, они такие искренние и настоящие. Фильм немного отличается от книги, книга понравилась больше (как обычно).
Лена, спасибо за ваши рекомендации, всегда интересно почитать. Много взяла на заметку, осталось только успевать читать))
Дуэк я читала! Причём почему-то в оригинале и не знала, что есть перевод. Даже сюда для блога перевела кусочек: https://authenticityfirst.ru/carol-dweck-mindset/ . И меня сразу просветили, что это уже сделано)))
Привет, Лена!
Читаю «Маленькую жизнь» по твоей наводке. Специально зашла сюда, чтобы еще раз прочитать твой отзыв. Вот описание «размазала по асфальту» действительно в точку. Хочу и боюсь читать дальше. С каждой страницей все тяжелее. Местами физически подташнивает. Я вообще не развалюсь на мелкие осколки, дочитав до конца? Смогу себя потом собрать? Смогу жить, не шарахаясь теней?
В общем, впечатлительным людям с хорошим воображением в этот роман лучше вчитываться с осторожностью. ((
Я даже не знаю. Для меня это значимая и болезненная книга — но это не значит, что я способна ее перечитать или жалею, что прочитала. Это такое переживание, как сериал Westworld, как дневник Анны Франк, как Пролетая над гнездом кукушки: жестокое и чувствительное. Про то, что бывает. Про то, что может быть.
Я бы к этому списку добавила еще фильмы «Список Шиндлера» и «Жизнь прекрасна». Не могу их пересматривать по той же причине.
Да, я понимаю, о чем ты. Я не осилила Шиндлера, а жизнь тоже бы не смогла пересмотреть.